Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2007
Первая тетрадь
политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ
 

Подготовил Василий КРАЮХИН

Стандарт второго поколения:
цели, задачи, принципы

Предлагаем вашему вниманию анализ документа,
который будет иметь определяющее значение
для всей системы школьного образования страны

В начале февраля в Санкт-Петербурге прошел круглый стол
«Проблемы и перспективы разработки стандартов общего образования второго поколения». На нем обсуждалась концепция стандарта, подготовленная авторским коллективом Российской академии образования (РАО).

Авторы концепции отмечают, что задачей стандартов первого поколения было «сохранение инвариантного ядра общего среднего образования, предоставление равных возможностей для продолжения образования».

Прежние стандарты эту задачу выполнили. Но новые стандарты должны существовать в ином качестве; они должны задать системе образования ориентиры развития, а не консервировать ее в определенном состоянии.

При этом стандарт мыслится авторами концепции как общественный договор, в котором соединяются индивидуальные потребности личности (и семьи), социальный заказ и государственный заказ.

«Стандарты будут в состоянии достойно выполнить свою миссию только в том случае, если при их разработке и принятии будет уделено должное внимание выявлению и согласованию индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании», – пишут авторы концепции.

Стандарт как организационный инструмент будет регламентировать цели образования и четко фиксировать требования к его результату. Причем именно результаты образования представляются авторам концепции предметом диалога между обществом и государством; диалога, который становится нормативно-правовым актом через стандарт.

Но что в данном случае понимается под результатом образования?

«Понимание результата зависит от парадигмы, в которой рассматривается образование, – отвечают авторы концепции. – Стандарты первого поколения созданы в рамках «знаниевой» парадигмы… Этим объясняется ведущая роль Обязательного минимума содержания образовательных программ в конструкции этих стандартов».

В основу стандартов второго поколения авторы предлагают положить деятельностную парадигму образования, которая постулирует в качестве цели образования «развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности».

Соответственно результаты образования представляются в этом случае как совокупность ключевых задач. Перечислим их:

  • личностное развитие – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств;
  • социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;
  • общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры;
  • интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования;
  • коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранном языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

«Результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме, – констатируют авторы концепции. – Они не обязательно должны быть выражены в предметном формате и могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений».

Но кардинальное отличие новой концепции в том, что результаты – читай цели – образования рассматриваются в ней в тесной связке с условиями осуществления образовательного процесса. И это диктует новую, тройственную конструкцию стандартов.

Первый ее компонент – требования к структуре основных общеобразовательных программ; они представляют собой рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования.

Второй компонент – требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ; это описание целевых установок общего образования.

Третий компонент – требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ; это описание «совокупности условий, необходимых и рекомендуемых для обеспечения образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов образования».

Чтобы обеспечить первые два компонента нормативно-правовой базой, разработчики концепции вводят понятие Фундаментального ядра образования, которое задается особым документом. В нем будут зафиксированы «ключевые факты, понятия, идеи, методы, теории… предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе». А также – «универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс».

«Основная задача Фундаментального ядра – конкретизировать обобщенные требования к структуре образовательных программ и к результатам образования применительно к содержанию учебных программ и организации учебной деятельности», – объясняют авторы концепции.

А уже на основе Фундаментального ядра будут разрабатываться Базисный учебный план и учебные программы.

Как отмечают авторы, БУП «призван фиксировать рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени». А учебные программы по предметам авторы сразу именуют «примерными» и замечают, что их положения должны иметь «ориентирующий, некатегоричный характер».

Отдельно выделена система оценки результатов освоения основных образовательных программ; авторы пишут, что по сути «она должна стать одним из ведущих элементов всей конструкции стандарта». Однако практическую модель этой системы, по всей видимости, еще только предстоит разработать.

И, наконец, нормативная база третьего компонента стандартов – требований к условиям обучения – включает в себя целый пакет документов.

Это гигиенические требования (то есть знакомые нам СанПиНы) и ресурсные требования. Среди последних – перечни рекомендуемой учебной литературы, списки цифровых образовательных ресурсов, перечни учебного оборудования, требования к оснащению учебных и административных помещений. И – последнее – критерии оценки условий получения образования, с помощью которых можно проверить, выполняется ли в конкретной школе все вышеперечисленное.

…Согласно предложению авторов концепции стандарты должны обновляться не реже, чем один раз в десять лет. За их разработку должно отвечать Минобрнауки, которое объявляет конкурс среди научных и педагогических коллективов. Одновременно со стандартами должны обновляться и все сопутствующие им нормативно-правовые акты.

Авторы предлагают, чтобы принятию стандартов предшествовали их обязательное опубликование и обсуждение в СМИ, научно-педагогическая, общественная и правовая экспертизы.

Только после этого Федеральное собрание (то есть Дума и Совет Федерации) могут утвердить стандарты. А правительство – ввести их в массовую практику своим постановлением.

Здесь стоит сделать одну важную оговорку. Авторы концепции предусматривают своеобразный «буферный» период перед введением стандартов.

«С целью создания необходимых условий исполнения стандартов предусматривается пятилетний период… в течение которого требования стандартов исполняются образовательными учреждениями на добровольной основе, с учетом имеющихся условий осуществления образовательной деятельности».

Рейтинг@Mail.ru