Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2007
Первая тетрадь
политика образования


 

Что делать, если вашей школе грозит реструктуризация?

Cитуация с Краснолесьем – уникальна. Там родители и учителя сумели организовать инициативную группу и объединить свои действия в борьбе за школу. Именно они были тем ядром, вокруг которого сплотился весь поселок и ясно высказал свою позицию – школе быть. Однако помимо сохранения школы краснолесенцы получили и весьма важный опыт: как именно нужно действовать и на каком языке разговаривать с властью.
И если существуют брошюры для чиновников о том, как правильно реструктурировать малокомплектную школу, то этот текст можно счесть первой рекомендацией родителям – как ее отстоять.

Первые шаги

Порой известие о реструктуризации школы или – правильнее – ее реорганизации застает врасплох не только родителей учеников, но и самих педагогов. Как себя вести в этой непростой ситуации?

Не следует доверять чиновникам, которые говорят, что с вами поступают законно и справедливо. На самом деле последствия, к которым приведет реорганизация вашей школы, чаще всего не волнуют никого, кроме вас. Именно вам пожинать плоды этих действий. Они отразятся на вашей работе как педагога или сотрудника школы, на безопасности и успехе образования ваших детей, на будущем вашего поселка. Именно вы имеете полное право заявить о своих интересах и интересах ваших детей.

Значит, необходимо собраться всем вместе, родителям и учителям, другим неравнодушным жителям вашего поселка, чтобы постараться всесторонне оценить ситуацию. И главное, разобраться, какие блага вам предлагают взамен реорганизованной школы.

А вдруг все правильно?

Не исключено, что это предложение – на пользу и вам, и детям. В некоторых случаях учеба в другой школе действительно улучшает качество образования. И, например, дает возможность получать дополнительное образование, хорошее питание, учиться в комфортной психологической атмосфере.

Но чаще происходит другое. То, что вам предлагают, никоим образом не улучшает положения детей, родителей и учителей и более того – ставит под сомнение безопасность учеников и будущее вашего населенного пункта. Значит, самое время об этом во всеуслышание заявить.

Чиновники должны знать: их решение может быть поддержано жителями только в том случае, если предлагаемый вариант лучше существующего.

Создание инициативной группы

Люди, объединенные одной идеей, – большая сила. Замечательно, если у вас сложится инициативная группа, организующая и координирующая мероприятия по спасению школы. Такая группа может инициировать и организовывать в соответствии с законом собрания или сходы граждан, обращаться в уполномоченные органы и в судебные инстанции. С самых первых дней постарайтесь привлечь общественное внимание к проблеме вашей школы через СМИ и через сеть Интернет.

Переписка с инстанциями

А вот на переписку с многочисленными инстанциями, начиная от администрации муниципалитета и заканчивая президентом, время тратить не стоит. Это может отнять массу времени с нулевым результатом. Не стоит надеяться, что уже принявшая решение администрация опомнится и изменит его.

Заявление в суд

Необходимо сразу обратиться в прокуратуру и суд с заявлением, в котором сформулирован протест против реорганизации школы, изложены нарушения ваших интересов и законных прав детей. Свою позицию стоит подкрепить ссылками на статьи Конституции и других законов и законных актов, которые, на ваш взгляд, нарушаются.

Что говорят нормы закона...

Необходимо знать законный порядок реорганизации вашей школы. Он должен быть указан в Уставе школы, в Уставе муниципалитета. В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (п.2 ст.13) предусмотрена процедура принятия решения о реконструкции, модернизации или ликвидации объекта социальной структуры для детей, предусматривающая экспертную оценку последствий принятого решения. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения. Нужно знать, что ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п.4 ст.34 ФЗ «Об образовании»).

Если же ваша малокомплектная школа реорганизуется по причине недостатка финансирования, стоит обратить внимание на п.2 статьи 41 ФЗ «Об образовании»: «Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами управления образованием образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся».

...и подзаконных актов

Юридические «зацепки», говорящие о том, что вашу школу реорганизуют незаконно, можно поискать и в других нормативно-правовых актах. Например, это Приказ Министерства образования РФ № 103 от 16.01.2002 года, которым утверждена «Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации».

Как оспорить причину реструктуризации

Важно выявить причину реорганизации учебного заведения, так как это первейший аргумент чиновников в их действиях (обычно она указана в постановлении о реорганизации). Анализ этой причины поможет вам выстроить тактику защиты вашей школы.

Обычно в качестве причины указывается ненадлежащее качество образования или нехватка финансов при переходе на нормативно-подушевое финансирование. Нужно быть готовыми опровергнуть эти причины или доказать их незаконность. В администрации можно запросить материалы, на которых основано решение о реорганизации и, если они существуют, изучить их. Не исключено, что может потребоваться консультация юриста. У каждой школы свои плюсы и минусы: свое окружение, индивидуальная ситуация, особенности поселка, территории и дорожного сообщения. Все они могут играть свою роль и быть учтены в позиции жителей.

О правилах принятия решений

Хочется предостеречь от одной ошибки. Иногда не удается сразу увидеть всю ситуацию, и только через некоторое время понимаешь, правильно поступил или нет. Поэтому возьмите за правило: если к вам приезжают представители администрации и стараются склонить вас к принятию того или иного предложения, не стоит принимать спешных решений. Отложите их на два или три дня. Это всегда можно сделать, сославшись на отсутствие некоторых родителей, на необходимость подумать. Это время позволит вам все спокойно взвесить, посоветоваться и обсудить предлагаемый вариант между собой, посмотреть законодательство, а при необходимости проконсультироваться с юристом. Ваше право – принимать или отвергать то, что вам предлагается.

Все должно быть задокументировано

Важный момент – необходимо аккуратно вести документацию. Хорошо, если в инициативной группе будет человек, отвечающий за ведение подобного архива. Всю переписку, публикации в СМИ и другие документы, появляющиеся в ходе вашей деятельности, необходимо сохранять. Также полезно вести дневник событий, где отмечать встречи жителей с представителями администрации и власти, другие мероприятия. На встречах с чиновниками, собраниях родителей, когда принимаются важные решения, рекомендуется вести протоколы. Все эти материалы могут быть использованы в суде и быть доказательством действий или бездействия чиновников.

С опорой на здравый смысл

И еще один совет. Мы знаем, как хорошо, когда рядом есть коллеги, которые могут подсказать правильное решение, с которыми можно посоветоваться, поделиться своими переживаниями и опытом. Замечательно, если вы найдете возможность публиковать информацию о происходящем в вашей школе в сети Интернет. Очень важно быть вместе и видеть, что здравый смысл сильнее чиновничьих инструкций.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru