Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2007
Четвертая тетрадь
идеи судьбы времена

АКСИОМА ВСТРЕЧИ
 

Дмитрий ШЕВАРОВ

Девочка на белом берегу

31 января – день рождения замечательной художницы Нади Рушевой

Впервые об 11-летней девочке-художнице узнали ее ровесники, читатели «Пионерской правды». Тогда, в декабре 1963 года, Надя проиллюстрировала для газеты рассказ польского писателя. В 1964 году – первая персональная выставка в редакции журнала «Юность». Вскоре – выставки в Варшаве и Ленинграде…
И одновременно обычная жизнь обычной школьницы, переживания из-за двоек по математике и своей скромной внешности, увлечение лыжами и танцами, песнями «Битлз» и Мирей Матье…
Нет ничего случайного в том, что Надино дарование открылось именно тогда, в век НТР, как тогда говорили. Людям, так страстно поверившим в технический прогресс, в силу физики и математики, вдруг было послано явление столь же прекрасное, сколь и непостижимое никакой наукой.
Девочка-подросток, не получившая никакого систематического художественного образования, рисовала с легкостью Пушкина и неутомимостью титанов Возрождения. Академики живописи разводили руками: они не знали, чему еще можно было бы научить эту девочку.
Надя умерла от инсульта 6 марта 1969 года. Ей только исполнилось семнадцать лет. Из последнего Надиного интервью: «…А сейчас я расскажу сон. Один раз приснился, очень смешной, забавный. Это я как-то начиталась литературы туристской, там путешествие по Италии, по Венеции… И вот мне приснился на этом основании сон. Будто бы проходит наша ежемесячная классная уборка: девчонки там все пришли, ведра стоят с водой, мыло, тряпки. В общем, работа идет полным ходом. А работа происходит на лестнице Гигантов, которая находится в Венеции… Ну, это нас нисколько не поражает, и мы продолжаем убирать: чистим пыль, скребем эти огромные ступеньки…»
После ухода Нади осталось более десяти тысяч графических работ, множество рисунков в альбомах друзей, на полях писем, дневников и тетрадей. Какова же судьба этого огромного художественного наследия?
По мнению специалистов, многие работы Нади срочно нуждаются в помощи реставраторов: когда-то рисунки были наклеены на картон обычным канцелярским клеем, картон покоробился, бумага пожелтела. Глядеть на это горько. Как писал один из любимых Надей японских поэтов:

Пронзающий душу цвет
Печального осеннего ветра.

Тревожно и то, что дробление Надиного наследия продолжается. Сегодня рисунки и архив Нади рассеяны как минимум по семи-восьми хранениям. Еще в 70–80-е годы обсуждалась необходимость создания, как тогда писали, «межведомственной комиссии с привлечением общественности» по творчеству Нади Рушевой и музейно-выставочного центра ее имени. В 1987 году была предпринята попытка создать единый коллекционный фонд Нади Рушевой в Москве, в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке. Сегодня здесь находится самая большая коллекция работ юной художницы – около 8 тысяч рисунков. Среди них гениальная «Пушкиниана», автопортреты, иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» Булгакова, к «Герою нашего времени» и «Маскараду» Лермонтова, «Ревизору» Гоголя…
Некоторое время назад полторы тысячи работ были переданы в московскую школу № 470, где училась Надя. Переданы из самых добрых побуждений, ведь очень важно, чтобы рисунки Нади видели нынешние дети. Но в школе, конечно же, нет специальных условий хранения, и это не может не вызывать опасений.
Более пятисот иллюстраций Нади к романам «Война и мир» и «Анна Каренина» хранятся в Московском государственном музее Л.Н. Толстого. В 1968 году первые свои рисунки передала сюда сама Надя. Здесь, в Ампирном зале, в том же году открылась Надина выставка. Возможно, поэтому именно в этом музее к работам Нади относятся наиболее бережно, иногда издают открытки и исследования ее творчества – увы, крошечным тиражом.
Еще одно место в Москве, где хранятся Надины рисунки, – гравюрный кабинет Музея изобразительных искусств на Волхонке.
В Петербурге в музее-квартире А.С. Пушкина на Мойке находится 70 рисунков из Надиной «Пушкинианы». Рукописный архив Нади хранится в Пушкинском Доме РАН.
Серии рисунков «Античность», «Восток», «Современность», «Мир животных» (всего 380 работ) Надина мама Наталья Дойдаловна Ажикмаа передала на свою родину, в Кызыл, где краеведческий музей открыл экспозицию, посвященную Наде.
Казалось бы, все не так плохо. Наследие Рушевой в основном находится на государственном хранении, в надежных руках. В трех городах России теоретически можно увидеть работы Нади Рушевой. Но при всем этом не покидает ощущение, что Надино творчество забыто. Во всяком случае, оно почти не известно нынешним детям и подросткам. А ведь еще недавно в нашей стране на имя «Надя Рушева» отзывалось любое сердце. В 70-е годы выставки Надиных работ объехали более ста городов России! Несколько больших выставок было в Польше, Америке, Германии, Японии…
Гармония Надиных рисунков, достигнутая самыми скупыми средствами, и сама техника исполнения (тушь и перо) настолько близки оказались японской классической эстетике, что японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках. Одну из таких изданных в Японии открыток мне когда-то подарила старший научный сотрудник пушкинского музея Евгения Александровна Рапопорт, много сил отдавшая описанию и сохранению Надиных рисунков.
Приезжая к нам, японцы удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. «Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!» – говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях.
Надя тоже тянулась к японской культуре. В конце 1967 года во время поездки в Ленинград они увидела в книжном магазине сборник японской поэзии и зачиталась. Купить книгу не смогла – очевидно, не хватило денег. Когда Надя вернулась в Москву и села за письмо к мальчику Алику, с которым познакомилась в Артеке, то попыталась припомнить так понравившиеся ей строки:

«…Одно из пятистиший, кажется, такое:
Я сижу один
На пустынном острове.
И, не обтирая влажный глаз,
Играю с маленьким крабом.

…Можно сделать чудесные рисунки... Темы неисчерпаемы. Ну как? Если ты знаешь такую книжечку, очень прошу, перепиши для меня несколько стихотворений…»

Я нашел это пятистишие. Оно принадлежит японскому поэту начала ХХ века Исикава Такубоку и звучит так:

На песчаном белом берегу
Островка
В Восточном океане
Я, не отирая влажных глаз,
С маленьким играю крабом.

Почему-то сейчас мне видится, что это Надя сидит на песчаном белом берегу и играет с маленьким крабом. Как будто бы это нарисовала сама Надя: островок, фигурка девочки, крабик ползет по белому берегу бумаги.
Быть может, тогда, зимой, в толкучке книжного магазина, за строчками японского поэта ей вспомнился Артек, последний вечер у моря…

P.S. 3 февраля 2007 года в 15.00 в школе № 470 имени Нади Рушевой состоится вечер, посвященный 55-летию со дня ее рождения. Гостей ждут встречи с интересными людьми, атмосфера 60-х и уникальная возможность увидеть документальные кадры о художнице. Проезд от метро «Кантемировская» до остановки «Школа».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru