Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2007
Третья тетрадь
детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ПОСТУПКА
 

Анатолий БЕРШТЕЙН

Право на сопротивление. Воспитанию

Ребенок в принципе не глупее нас. Только неопытнее. А мы хотим навязать ему наш опыт, хотим, чтобы он не делал наших ошибок...

Не правда ли, знакомые картины: учитель просит детей двигаться по улице организованно, идти парами. Встали, а через несколько минут сбились в гомонящую толпу.
А вот классный руководитель безрезультатно ждет детей в условленном месте: никто не захотел идти с ним на субботнюю экскурсию.
Не послушались. Не захотели. Сделали наоборот или назло.
Психологи знают: немало людей, больших и маленьких, которые не чистят зубы, не учатся, не женятся и так далее только потому, что их к этому понуждали. Не меньше людей совершали что-то ненужное и вредное для самих себя, потому что им внушали не делать этого.
Почему дети отторгают опыт взрослых? Из недоверия?
Из отрицания привычек родителей и их образа жизни?

Способность и подчас упорное стремление ребенка к сопротивлению воспитательному воздействию отмечались многими педагогами.
В частности, Корчак считал это проявлением общего закона антитезы и призывал относиться с большим уважением и вниманием к детским протестам и капризам.
Они, как боль, как температура, чаще всего сигнализируют об органическом отторжении личностью ребенка тех или иных пагубных для него влияний.
Это чуткий защитный механизм сопротивления и самообороны, в некотором роде инстинкт самосохранения духовного склада, действующий автоматически.
Гипотеза о законе антитезы, по мнению Корчака, объясняет многие парадоксальные реакции на воспитание и удерживает от многочисленных, слишком частых и энергичных попыток воспитывать пусть даже в самом желательном направлении.
Детское «нет» в ответ на наше взрослое «да» становится формой глубинного противодействия соблазнам как изнутри, так и извне.
Феномен сопротивления воспитанию – своего рода профилактика от непоправимых ошибок. Тем самым соблюдается главный принцип не только медицины, но и педагогики – не навреди.
Сопротивление любому давлению есть естественная реакция человека на урезание его персональной свободы, ограниченной индивидуальностью, а подчас – защита от дурного воспитания, которое сплошь и рядом. Ребенок просто не может не сопротивляться.
Почему сопротивление воспитанию надо воспринимать со знаком минус и бороться с ним манипулятивными методами с помощью хитростей педагогики? Хороша ли она вообще – «хитрая педагогика»?
Мы пытаемся отнять у детей их единственное защитное оружие. Мы хотим их разоружить. Лишить права на сопротивление. Но почему не оставить за ними священное право на самозащиту?
Конечно, возможно, как сказали бы юристы, превышение пределов необходимой обороны, но кто будет определять меру нападения, коэффициент опасности?..
Здоровое напряжение между воспитателем и воспитуемым создает мощное созидательное поле. Без этого нет, собственно, и самого воспитания, а есть манипуляция.
Так что пусть лучше каждый занимается своим делом: взрослый воспитывает, ребенок сопротивляется.
Естественную реакцию ребенка на чужеродное не следует путать просто с негативной реакцией на нас самих.
Дети иногда смотрят не на то, что приносят, а на тех, кто и как предлагает. Они чаще всего поступают назло не оттого, что им что-то особо не нравится (если, конечно, это не «полезное» молоко с пенками), а потому, что именно этот взрослый не пользуется у них доверием.
А иногда это может быть просто характер – упрямый, капризный, самостоятельный. Или ребенок чрезвычайно любознательный и не может совладать со своим любопытством.
Часто встречаются родители и учителя, которые показывают детям, что они (взрослые) лучше. Они и «дважды два» знают, и кораблики умеют делать лучше, чем их оболтусы, одним словом – опытнее.
Куда деваться бедному ребенку: куда бы ни пошел, везде табличка «здесь уже был папа». И идет ребенок туда, куда папа не ходил. Это не сопротивление, а экологический поиск. Желание попасть на девственный простор жизни. Где не ступала нога.
Ребенок в принципе не глупее взрослых. Только неопытнее. А мы хотим навязать ему наш опыт, хотим, чтобы он не делал наших ошибок.
А он должен получить свой опыт. Потому что по определению другой, потому что обязательно чем-то отличается, порой существенно, потому что у него все в первый раз – не надо лишать его радости неожиданного.
Он не может нам объяснить, что мы делаем что-то не так, но смутно догадывается об этом. И сопротивляется, как может.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru