Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир


 

Воздушное, как зефир, счастье

Записки участников фестиваля детских театров «Пролог»

Каникулы, каникулы! По дорогам зимы, свободы, сказки. Идем, едем, летим. Кто куда, кто с кем – к кому-то, на что-то, зачем-то. По плану, по случаю, по счастью.
К общей радости и личному интересу. Навстречу новым знакомствам и впечатлениям. Ура!
В детстве мир глубже и протяженнее, детство жизнь кормит. И мы специально заботимся об организации ярких событий для наших детей. Пусть участвуют, удивляются, восторгаются! Переживают сильные чувства. Но только это полдела. А рассказать о бывшем? А преодолеть сумятицу чувств и мыслей в фоторепортаже или записках в домашний альбом?
А написать письма друзьям или в живой журнал? Не сделать этого – как не закончить начатое.
Привычку к рефлексии стоит прививать. Организатор фестиваля «Пролог» Александр Федоров ввел в регламент работу детской редакции. Эти чудесные записки школьников, сделанные ими на осенних каникулах, не могли родиться ни в скучных классах, ни за выполнением уроков. Только в праздник. И только по следам пережитого.

Я представляла, что внутри, да и снаружи ГИТИС выглядит грандиозно, что-то огромное, немного древнее, но, увидев самое обычное здание, я очень разочаровалась. «Ну ладно, – подумала я. – Была не была». И вошла. Столько людей! Огромный поток позитива, запах счастья и праздника. Я бы сравнила происходящее с красным цветом и быстрой скоростью. Все коллективы разные, но уж слишком они, как бы так сказать, эгоистичные.

* * *

Почему я не понял спектакль? Почему такое начало? Почему такой конец? К чему такие костюмы? Кого изображают актеры? Почему такая музыка? Что нам хотели сказать? Я понял не много. Понял, что мы сначала смеемся, не уважаем человека, а потом, когда его признают великим, не понимаем почему.

* * *

Радость и тревожность. Юмор со странным значением. Смех, похожий на жизнь. Умственный и совершенно не добровечерний. Огненное и живое. Весело, но как-то по-детски. Торжественность испанских интриг. Натянутость линий. Воздушное, как зефир, счастье. Жюри: довольны, как коты.

* * *

Спектакль «Обыкновенное чудо» московской театральной студии «Балаганчик» построен на танце, но это не балет. Что-то новое. Первая сцена мне напомнила зиму и первый снег, когда все спокойно, вокруг тихо и нет даже ветра. Вторая сцена – море с медузами. Образы то скачут, то плачут. Вообще действие не связано, но это даже хорошо. На то оно и чудо, что взялось ниоткуда.

* * *

Спектакль «Соловей» театра из города Юбилейный. В глубине сцены сидит император в золотисто-красном костюме, слева от него стоит девочка с опахалом. Жарко, очень жарко, это раскалился фонарь, у которого я стояла во время спектакля. Белое лицо и рисованные черным гримом глаза. Пахнет опилками, древесиной, пылью. Играют барабаны и звучит флейта. И все время выбор. Стать императором через смерть или спасти от смерти? Нельзя ли и жилет императора оставить, и самому воды напиться? Но нет, нельзя:
Восток – дело тонкое.

* * *

Семинар. Основная задача заключалась в создании инсценировки. Главное – написать ремарки. В них должен быть виден характер героя и конфликт. Это очень трудно. Упражнение не получается ни у кого! Когда мы пишем, подразумеваем одно, а когда другие читают, то не могут увидеть в этих словах наши мысли! Почему так? Пытка.

* * *

Спектакль «Легкое дыхание» московского Театра на набережной. Какое-то странное ощущение: как будто бы все хорошо и спокойно, но ужасно грустно. Когда я читала Бунина, Оля Мещерская произвела на меня неприятное впечатление. Деланная, ненастоящая, лишенная реальности, тут она вдруг ожила для меня. Мы следим за судьбой актрис любительского театра, которые готовятся играть Бунина, и Олин характер все более проясняется, потому что у актрис разные мнения о героине. Вот девушка сидит на белом стуле перед столом, стол деревянный прямоугольный. На нем коричневая скатерть. На столе лежит закрытый дневник бежевого цвета. На обложке наклеены бежевые цветочки. А рядом скамейка, на ней – еще девушка в коричневом платье. Их головы опущены. Свет направлен вниз. Легкий дымок. Почему-то пахнет резиной. Горький вкус от последней сцены. Какой ни будь, но если в жизни преобладает коричневый форменный цвет, ты ничего не сможешь изменить.

* * *

Интервью. Мои попытки поговорить с ребятами при помощи диктофона были ими отвергнуты с высоко поднятым носом. У них, понимаете ли, и так часто берут интервью. Они, понимаете ли, устали от славы!

* * *

Спектакль Класс-центра «Никто не поверит». Лис Ларсон машет подсолнухам и, полный радости, повторяет стихи, придуманные его сыном; Тута и Людвиг смотрят друг на друга влюбленными глазами и нажимают друг другу на нос; Максимильян сидит на лестнице среди цыплят и рассуждает о своей нелегкой жизни; ежик философствует, а затем машет зонтиком. Меня поразили милые мелочи, из них соткан весь спектакль. Легко, понятно и весело. Я и не знал, что простое может так взволновать! Эта мысль поразила меня, возможно, даже изменила. Я увидел в глазах свет, которого раньше не видел ни у кого. После их спектакля я долго думал, а потом понял, что иду по улице и улыбаюсь, любуюсь снежинками, которые тают, едва коснувшись земли. Я заметил окружающий мир, который давно не видел, с самого детства.

* * *

Тренинг. Нужно было поставить этюд по мультику «Простоквашино» в жанре циркового представления. То, что мы придумали, было неплохо, но могли бы сымпровизировать. Ребята отказались, а потом сильно пожалели об этом, однако было поздно. В общем, пролетели.

* * *

Театр «Пиано» из Нижнего Новгорода, спектакль «Дождливые короли».
Я не сразу поняла, зачем все ребята машут руками. А потом мне объяснили, что актеры глухие, что вместо хлопков весь зал поднимает ладони и шевелит пальчиками. Разыгрывались разные истории. В некоторых совсем не было сюжета, но они потрясали. Я была готова весь спектакль простоять с поднятыми руками. И не я одна. Ребята изображали, как тянут веревку, поднимаются по лестнице. Лучше всего был момент, когда на сцене был только один мальчик, и когда он поднялся и поставил руки, как будто оперся о стенку, он продолжал двигаться, а руки его не перемещались и были все время на том же месте. Я тянусь к ребятам со сцены всей душой. Я хочу общения с ними.
Попытка интервью. Мы решили попробовать задать вопросы участникам коллектива «Пиано». Мы задавали свои вопросы, их переводили актерам. Но это было неудобно. И тогда руководитель протянул мне листок бумаги, на котором был написан дактильный алфавит, потом принес книжку с языком жестов. И тут такое началось, что все сбежались смотреть, что творится. Люди пробовали общаться с актерами «Пиано» на их языке, а сами актеры помогали и учили, как нужно изобразить ту или иную букву. Настроение поднималось! Смотрите: «Пиано». А вот и «солнце». А
так – «театр». А вот, смотрите, «спектакль». И в следующие дни каждую свободную минутку ребята хватали тонкие белые книжечки с красивой надписью «Жесты» и с увлечением изучали язык глухонемых. Никогда, ни на одном уроке иностранного языка, да что там языка, вообще ни на одном уроке не увидишь таких увлеченных лиц, стольких ребят, склонившихся над учебниками! Хоть один раз в жизни довелось пострадать оттого, что учебников мало!
Мастер-класс. Педагог театра «Пиано» провел его с нами. Это было ни на что не похоже. Мы встали в круг, сцепившись мизинчиками. А еще, перед тем как познакомиться, разогревали друг друга: делали массаж коленками или локтями. Каждый придумал себе свой жест-знак, и мы перекидывались мячиком, показывая перед этим знак того, кому ты хочешь его кинуть. Клали на ладошку пластиковую тарелку и вертели ее, стараясь двигать рукой и телом так, чтобы тарелка не свалилась с ладони. Потом придумывали интересные походки в разном ритме и в разной стилистике. Брали газетку, в неё клали теннисный мячик и вдвоем качали газету так, чтобы мячик с нее не убежал. Не хотелось, чтобы заканчивалось занятие, и я пожалела, что не живу в Нижнем Новгороде и не могу заниматься в этом театре.

* * *

Спектакль «Девочки – мальчики. Комплекс любви» театра «Паяц» из Липецка. Я зашла в зал и увидела два полотна, черное и белое. В конце спектакля эти два полотна переплелись. Все противоречиво. Именно это играют невидящие ребята из липецкого специнтерната. Когда на сцену вышли актеры в рваной одежде и стали жестоко и сильно толкать двух главных героев, мне стало жутко. Но после того как Леша нашел свою девушку, погладил ее дрожащими руками по лицу и так чутко заговорил, возникло небывалое чувство! Ко мне перешли его тепло и любовь. Актеры выражали свои чувства с помощью рук, от них исходила энергия. И я подумала… я о многом подумала. У большинства людей есть все: слух, зрение, голос – но они ничего не делают. А ты, Леха, молодец, не сидишь на месте, а со сцены через свои руки доносишь до зрителей такие важные мысли. У меня нет жалости к тебе, только восхищение!
Все время я думаю об этом спектакле, у меня перед глазами встает одна и та же картинка: мальчик, с одной стороны такой же, как и все, в белой рубашке и черных штанах, а с другой – совсем необычный. Он идет по сцене с вытянутыми вперед руками, слегка пошатываясь. Его ничего не видящий взгляд бегает из стороны в сторону. Кругом тишина, все замерли. Смотрят очень внимательно, следят за каждым его жестом...
Обсуждение. После спектакля у всех был один странный вопрос: почему во время действия все время хотелось плакать, а слезы так и не пролились? Стали вспоминать настоящую трагедию: в ней герой не борется за свое счастье, а только мечтает о нем, как герой спектакля. Нам сказали, что ребята сами писали монологи к этому спектаклю. Значит, так они и думают о жизни? А потом все разом заговорили почему-то про школу, в которой нас пытаются сделать одинаковыми и, как выразилась одна девочка, смыть с нас все чувства и уравнять всех. Говорили долго и более к спектаклю мы не возвращались. О том, что без любви ничего не случится: не напишутся стихи, не совершится подвиг, даже умереть без любви нельзя. Да-да. Только это в голове и кружится. И еще чувство, будто мы друг друга знаем, знали и будем знать.

Крик, Энка, Linda, Аська, Квадрат,
Катя, Кира, Надя Чеботаева,
Влад Строчков, Сандра Сухинина


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"




Рейтинг@Mail.ru