Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ДЕЛО НА КАНИКУЛЫ
 

Юрий ПОДКОПАЕВ,
учитель информатики, главный редактор школьного сайта

www. школа. ru

Несколько советов, как создать и поддерживать сайт учебного заведения

В повседневной спешке у нас часто не доходят руки до важных, но не срочных дел. Зато в каникулы, когда у взрослых и детей чуть больше свободного времени, появляется возможность вплотную заняться глобальными проектами, например, создать сайт собственной школы.
Для чего? Чтобы показать себя миру! Как бы громко это ни звучало. Показать миру – значит передать информацию о своей школе всем заинтересованным лицам. Но какую информацию? кому? Понятно, что для директоров школ, родителей и учеников информацию нужно давать разную и по-разному.

Дорогие коллеги

Аудиторию школьного сайта можно разбить на несколько категорий.
Прежде всего это педагогическая общественность, постепенно формирующееся в сети профессиональное сообщество. Все открытия, статьи, результаты исследований просто необходимо выкладывать на школьном сайте. Планы и программы проводимых в школе семинаров и конференций, итоги важных педагогических советов, петиции, обращения – все поместится на его страницах.
Сайт не только представляет школу в профессиональной среде, но и помогает найти единомышленников. Кто-то прочитал, откликнулся, приехал, родилась совместная программа. Выход за пределы собственного коллектива – важнейший шаг в жизни школы. Раздел, адресованный коллегам, может называться «Педагогам инновационных школ».

Взрослые дети

Из хорошей школы выпускники не уходят навсегда. Если в школе люди действительно общались, они и потом интересны друг другу. Поэтому форум на школьном сайте – необходимая вещь! Обычно большинство посетителей такого форума – выпускники разных лет.
Многие из них, кстати, владеют современными информационными технологиями. Как правило, они с удовольствием помогают школьному сайту:
– критикуют (регулярно пишут комментарии разной степени конструктивности);
– обучают технических редакторов сайта (в основном заочно);
– предлагают новые версии дизайна, даже переводят статьи на английский для выхода на международный уровень.
Кроме непосредственной передачи знаний и умений выпускники могут через сайт участвовать в актуальных для ребят дискуссиях (хотя бы ответить на вопросы анкеты, проголосовать). Общение учеников с выпускниками полезно обеим сторонам. Если завести на форуме разделы вроде «Читаем – говорим», «Стихи», они будут регулярно пополняться и теми и другими. На отдельной страничке могут появляться призывы посмотреть какой-то фильм или спектакль, приглашения на концерты.
Возможность общения с выпускниками – один из аргументов для ученика, чтобы открыть страничку школьного сайта.

Ученики и их родители

Чем еще сайт может быть полезен для учеников? Ведь они и так целый день в школе и знают все новости. Можно поместить на сайт фотографии и видеоматериалы общешкольных мероприятий, дать возможность оставлять свои комментарии к конкретным фотографиям. У каждого посетителя свое мнение. Завязывается дискуссия. А высказывать свое мнение и обосновывать его – это важное и не всегда реализуемое в жизни умение.
Разместить на школьном сайте расписание уроков, график контрольных, темы и задания по предметам? Но это скорее для родителей, которые смогут увидеть все изменения в расписании, узнать об учебных проблемах своего ребенка. Вы к этому стремитесь? Выбор – за создателями сайта. Или теми, кто его заказывает.
Родителей школьников, помимо конкретных вопросов, иногда все же беспокоят концептуальные и организационные аспекты обучения в школе. Поэтому их заинтересует страничка «Диалог с директором». Каждый может написать директору послание любого содержания. Директор отвечает, и диалог становится доступным для всеобщего обозрения.

Команда сайтостроителей

Кто должен создавать сайт, чтобы он отвечал интересам всех вышеперечисленных слоев школьного населения?
Ответ на поверхности: представители всех этих слоев и должны работать над сайтом. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Но должна быть команда. Попробую описать идеальную команду, возглавляемую главным редактором, обычно это учитель информатики.

Дело техника

Техник, или технический редактор, отвечает за функционирование, модифицирование и техническую поддержку сайта. Возникновение новых разделов, реорганизация старых, реакция на все вопросы по поводу работы сайта – это все его работа. Также в его обязанности входит принимать заказы администрации школы (совместно с главным редактором) и адаптировать их к возможностям сайта. А это бывает очень и очень нелегко…
Должность техника может занять ученик, компьютерный фанат. Его обучение – на совести главного редактора сайта и, если уже есть, предыдущего технического редактора – выпускника. В идеале весь последний год в школе технический редактор занимается не только сайтом (помимо подготовки к выпускным экзаменам), но и своим преемником. Процесс полезен всем. Мальчики-технари впервые задумываются о целенаправленном обучении кого-то. От этого меняется их отношение к собственному обучению, возникает новая ответственность. Любопытно наблюдать, как два молодых человека беседуют, меняются книжками, ссылками… Надо заметить, технической стороной сайта занимаются не самые успешные в учебе, спорте и общественной жизни ученики. Сайт – это их гордость, радость! Они становятся уважаемыми именно благодаря работе над сайтом. У них в школе появляется место, где они очень успешны.

Каждый отвечает за свое

За каждый раздел сайта должен отвечать человек или группа граждан. Очевидно, что за содержание разделов, адресованных педагогам других школ, должен отвечать педагог, связанный с научной работой коллектива. Ему необязательно владеть всеми техническими премудростями (хотя понять кое-что придется). Его функция – собрать информацию и придумать варианты ее удобного размещения для пользователей (разделы, подразделы, эскизы оформления). Реализация идеи – дело рук технического редактора.
Представление на сайте программ и методик обучения детей в разных классах, отражение всего спектра учебной деятельности (курсы, олимпиады, ЕГЭ) логично поручить завучу или кому-то из его заместителей. А вот за информацию о том, что происходит в каждом конкретном классе, вполне может отвечать кто-то из представителей класса.
За разделы, связанные с событиями детской жизни (новости, работа органа самоуправления, спорт, театр, поездки, праздники), должны отвечать ученики. Их задача – организовать своевременное обновление своего раздела. Ответственному за раздел вполне под силу самостоятельно (или с минимальной помощью взрослых) найти людей, которые будут поставлять материалы на сайт.
Редактор «фотоальбома» нужен для нормального функционирования этой странички. Как-то так получается обычно, что это тоже мальчик-технарь, друг технического редактора. Правильно: люди сами выбирают себе коллег и приглашают их к сотрудничеству. В обязанности редактора «фотоальбома» входит отбор (вместе с контент-менеджером) материалов, их обработка, размещение и составление комментариев.
Контент-менеджер руководит деятельностью всех редакторов разделов. Руководство, конечно, может осуществлять и главный редактор. Но гораздо интереснее, если этим займется старшеклассник. И пусть вас не смущает, что время от времени ученик будет на равных договариваться, спорить с редакторами разделов, в том числе со взрослыми. Это и есть сотрудничество. Преемственность контент-менеджеров диктуется необходимостью. Дети выпускаются из школы. Контент-менеджеры тоже. Место выпускника обычно занимает один из редакторов разделов. Своеобразный карьерный рост.

Регулируем потоки

Наиболее обновляемый раздел школьного сайта – форум. Здесь общаются огромное количество народа. Постоянно создаются новые разделы, подразделы, топики, голосования, люди хотят установить себе картинки... Форум превратится в хаос, если за всем этим потоком информации не следить. Создать группу модераторов для школьного форума – не проблема. Закинули объявление на сайт, попросили помочь кому не сложно. Сразу в группу модераторов форума вошли несколько учеников, выпускников и учителей. Все общение – через виртуальное пространство. Выпускники чистят спам, разворачивают ветви дискуссии в разделе «Выпускникам», родители хозяйничают в разделах «Родителям» и «Попечительский совет», а ученики – во всех остальных: «Разговор обо всем», «Школа»... Модераторы совместно вырабатывают правила поведения на форуме и следят за выполнением этих правил. Также они регулируют списки пользователей, исследуют пользовательские потребности и по возможности удовлетворяют их.

Главный редактор

На нем лежит ответственность за сайт. Специальное время в его расписании должно быть отведено на консультации с редакторами: они должны чувствовать свое авторство, а не только выполнять определенный набор функций. Здесь от главного редактора требуется тонкая работа, чтобы не свести все к тягостной обязаловке.

МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ...

Созданием и обновлением сайта может заниматься хорошо подготовленный старшеклассник. Если нет специалистов по работе в html, включите в курс информатики 9 или 10 класса тему «Гипертекстовый язык разметки страниц HTML» и посмотрите, как отреагируют дети. Наверняка найдется несколько заинтересовавшихся. После изучения этой темы разумно организовать кружок по «сайтостроению». Тема благодарная – работа с любимым компьютером, возможность первым узнавать обо всех событиях в жизни школы. И высокооплачиваемая работа в будущем.
Главная проблема для учителя – развиваться вместе с учениками. Это не так просто, как кажется. Как только ученики осваивают основы html, их не остановить – новые идеи рождаются ежедневно. Трудно соединить все в рамках одного сайта.
Сайт должен быть стильным, как бы это слово ни понималось редакцией и администрацией. Команда создателей занимается не только технической стороной сайта, но и его оформлением. Разумно устраивать голосование по поводу дизайнерских новинок. Разработчик предлагает, техник вывешивает предложение на сайт, люди голосуют.
Следующий принципиальный вопрос – вводить ли систему обязательной регистрации пользователей? Определите, для чего вам нужна эта регистрация: чтобы люди отвечали за свои слова, чтобы отследить аудиторию?
Можно, к примеру, не заставлять посетителей регистрироваться. Но зарегистрированные пользователи получат бонусы: возможность размещать на сайте свои фотографии, получать и отправлять персональные сообщения, находить одноклассников и единомышленников.
Чем выше посещаемость сайта – тем выше вы в рейтинге поисковых систем. Для раскрутки сайта (чтобы в поисковых системах при запросе номера или названия школы появлялась ссылка на страничку именно вашей школы) есть как минимум два шага. Первый – отправить письма на адреса известных поисковых систем с просьбой оценить ваш сайт и включить его в свои каталоги. Специалисты обязательно проанализируют вашу страничку, напишут рекомендации по улучшению дизайна и отправят их вашему техническому редактору.
Второй путь – обмен ссылками с дружественными сайтами: установите контакт с администраторами других сайтов, предложите им обменяться ссылками: вы помещаете на специальной странице своего сайта баннер со ссылкой на чужой сайт. Они делают то же самое. Таким образом в сети появляются дополнительные места, с которых можно прямиком попасть на сайт вашей школы.
В интернете есть специализированные каталоги учебных заведений. Информация о вашем сайте попадет туда только в том случае, если вы ее сами отправите. Создатели каталогов не всегда замечают появление новых образовательных ресурсов. А присутствие в каталоге добавляет вашему сайту несколько уникальных посетителей ежемесячно.
Главное – сделать так, чтобы люди, заинтересовавшиеся информацией о вашей школе, легко смогли найти ее сайт. А на сайте обнаружили яркую, легко запоминающуюся, полную информацию о школе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"