Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Я не буду отвечать...

Четыре типичные ситуации на уроке глазами педагога, ставшего на время учеником

Учителя иногда становятся учениками не только в ролевой игре, но и на самом деле. И это здорово. Однако учителю сложно быть только учеником: невольно начинаешь анализировать работу человека, который тебя обучает. Во всяком случае, со мной было именно так. О том, что увидела, и о том, что поняла, попробую рассказать. Зачем? Возможно, чтобы еще раз внимательно взглянуть на то, что переживают дети, пришедшие к нам на урок. Ведь им гораздо сложнее, чем взрослым, уверенным в себе людям, которые всего на месяц становятся для кого-то учениками...

Молчуны

Каждый педагог знает, как трудно бывает вывести из «ступора» ребенка, внезапно замолчавшего на твоем уроке. Глаза в пол (или в потолок), взгляд потусторонний – будто и нет его здесь больше. Ты к нему и с ласковыми словами: «Ну Васенька, ну миленький, хоть что-нибудь скажи…» И с предупреждениями: «Не будешь отвечать, получишь двойку!» А он молчит себе, словно не слышит.
Став ученицей, на одном из первых занятий я совершенно неожиданно (и для самой себя, и для преподавателя, и для остальных занимающихся) отказалась выполнять задание и… замолчала. Как тогда показалось, замолчала окончательно и бесповоротно.
Требовалось пересказать небольшой отрывок текста, но все остальные делали это в парах, а к моменту моего рассказа другие закончили работу и обратили внимание на меня. Тишина, девять пар глаз направлены в мою сторону. А я... я просто боялась говорить для такого количества людей. И взгляды у всех доброжелательные, и отметку мне никто не поставит... но вдруг стало так обидно, просто до слез: почему все рассказывали тихонечко, друг другу, а мне приходится словно у доски отвечать?! Начала рассказывать и, как и все, заглянула в текст. «Говорите самостоятельно, в текст не подглядывайте!» – советует преподаватель. Для меня эти слова стали последней каплей: остальные подсматривали, я точно видела; а мне вот и рассказывать всем, и в текст не посмотреть, да еще при всех… меня… так…
«Я не буду рассказывать», – говорю с упорством двоечника. В глазах – слезы. Такие же, какие были бы у ребенка в этой ситуации. Но… в то же время слежу за реакцией преподавателя. Мое учительское берет верх: интересно понять, как он выйдет из такой типичной для школы ситуации.
Долго уговаривать меня не стали: «Жаль, жаль». И буквально через секунду преподаватель обращается к ученику, который читал тот же текст, что и я, только рассказывал его другой группе: «Может быть, вы расскажете нам еще раз? А то часть людей так и не узнают легенду об Эдельвейсе»… Тот рассказывает не вполне уверенно, преподаватель ему помогает и время от времени ободряюще посматривает на меня. И как-то незаметно для самой себя я начинаю говорить вместе с ними, словно бы за компанию. Ведь так – уже не страшно.
Этот прием вполне может быть использован и в школе: ребенку, который (по одному ему известной причине) внезапно замолчал, нужна помощь. В первую очередь следует переключить внимание окружающих на кого-то другого – так замолчавшему, испугавшемуся или просто обиженному будет легче прийти в себя. А потом нужно дать ему возможность что-то сделать или сказать. Не обязать, а именно дать возможность – это важно. Использует он ее или нет, зависит от многих факторов, заранее предсказать результат вряд ли удастся. Тем и отличается предоставленная возможность от приказа или усиленной опеки.

Опоздание

С опозданиями на уроки так или иначе борются все учителя. Только начнешь что-то объяснять, как дверь открывается: «Здравствуйте! Извините! Можно?» Как объяснить детям, что нельзя прерывать процесс работы?!
Взрослые тоже опаздывают. И из-за пробок на дорогах, и из-за огромного количества людей в метро, и из-за вредного начальника, и… просто потому, что привыкли опаздывать. Опоздания взрослых воспринимались уважительно: «Добрый вечер, все в порядке? Давайте включайтесь, читайте (говорите, размышляйте, спрашивайте)». Опоздавший улыбается – виновато, но радостно.
К опозданиям взрослых мы относимся с пониманием, но к опозданиям наших учеников… Можно сколько угодно говорить об уважении к личности ребенка, а потом один раз так отругать его за опоздание на урок, что он навсегда поймет: в нем видят не равноправного человека, а подчиненного, обязанного, которого можно публично унизить.
Однажды я услышала, как уважаемый мною учитель пошутил над опоздавшим: «Ну, ты как всегда! Опять, наверное, в туалете застрял?!» Со взрослым человеком мы бы поостереглись так шутить…
В одной знакомой немецкой школе с опозданиями очень эффективно боролся директор. Он завел общешкольную копилку, куда каждый опоздавший должен был положить один евро. Среди опоздавших – и ученики, и учителя. Прибыль – на общешкольные мероприятия. Я видела, как улыбались ребята, которые вместе с учителями подходили к копилке расплачиваться.

Неинтересно

На уроках детям часто бывает скучно. Похожие упражнения быстро надоедают, монотонная, однообразная работа вызывает сонливость и раздражение. Тот же эффект был бы и в школе для взрослых, если бы… виды работы не менялись так часто, что надоесть просто не успевали.
Работа парная и групповая, чтение и работа над грамматикой, перевод художественный или подстрочный, пение и дискуссия – способы работы менялись каждые… А вот время зафиксировать мне не удалось. Наверное, если бы хоть одна форма работы мне действительно надоела, я обратила бы внимание на часы. Но работа шла очень динамично, и постоянно казалось: если бы еще одну минутку мы позанимались тем же, я обязательно поняла бы все досконально.
Думаю, что многих педагогов такой ритм работы на уроке не восхитил бы. Тем более – отношение к предмету: никакого «закрепления», никакого «полного» усвоения. Но поверьте, стоит один раз побыть на таком занятии, почувствовать всю прелесть этого динамичного и ненавязчивого подхода, чтобы понять, как же порой неинтересно бывает на уроках нашим ученикам…

Оценка

В течение занятий мне ни разу не поставили отметку – ни в какой форме. Хотя я понимала, что в данной группе я – «самое слабое звено» и к тому же мало занимаюсь. Но разные формы работы позволяли увидеть, чему я научилась и на что стоит обратить внимание.
Была и еще одна форма оценки на этих занятиях. Преподаватель постоянно демонстрировал всем ученикам их «ценность». «Вы пришли, что у вас нового? Может, слышали какие-то интересные новости? Или в вашей жизни случилось что-то необычное? Расскажите, пожалуйста, о своем любимом издании, газете или журнале». О наших новостях расспрашивали с таким искренним интересом, что казалось, все, что с нами происходит, очень важно для преподавателя.
Как часто детям на уроках в школе не хватает именно такой ценностной оценки! Хотя чего проще: нужно лишь в начале урока поговорить о том, что для ребят интересно. И показать, что их новости интересуют учителя, помогают по-новому взглянуть на давно известные вещи, а иногда (чем чаще – тем лучше) расширяют и его кругозор. Такая оценка не только поднимает настроение у всех участников образовательного процесса. Она инициирует сильнейшее желание учиться: не для того, чтобы исправить двойку или получить пятерку, а для того, чтобы стать еще более интересным и нужным для окружающих человеком.

Через эмоции – к смыслу

Может быть, коллег заинтересует, в какой же школе я училась. Называется она «Авторская школа Игоря Шехтера», учат там иностранным языкам. Такие школы есть во многих российских городах. Мой выбор был сделан не случайно: понадобилось в сжатые сроки освоить новый иностранный язык. При этом с детства знаю, что через правила и выучивание слов я в него никогда не прорвусь. Не могу я зубрить грамматику, не понимаю ее, а иногда даже боюсь.
Метод, который используется в этой школе, называется «эмоционально-смысловым». Человек, который занимается по этому методу, не «выучивает» язык. Он выращивает его в себе, на основе собственного опыта, собственных эмоций, смыслов, переживаний.
В мою учебу вплелись и общепедагогические смыслы… Наверное, так и должно было случиться!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"