Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
кандидат педагогических наук

И праздник, и подведение итогов

Как узнать без опросов и контрольных, чему научились дети

Школа готовится к новому году, ребята и учителя пишут сценарии, репетируют, шьют костюмы; администраторы составляют график дежурств на дискотеке. Значит ли это, что учеба заканчивается и школа просто предоставляет место для отдыха и развлечения детей? Или школьный праздник может наряду с уроками, олимпиадами, кружками поддерживать образовательные цели? Может, если его организация продумана, а учителя воспринимают предстоящий праздник как естественную часть открытого образовательного пространства.

Дело строго добровольное

Одна из самых сложных педагогических задач в свободном образовательном пространстве – проверка и анализ результатов проведенной с детьми работы. Как узнать, чему научились дети? Ведь оценка как некий конечный результат и ее ценность для ученика и учителя, работающих в свободном образовательном пространстве, теряет свой первоначальный смысл. Гораздо важнее становится вопрос, как помочь ученикам увидеть собственные достижения и понять, какие следующие шаги нужно сделать. Самый простой вариант – проведение конкурсов, соревнований, олимпиад, а порой и обычного опроса или контрольной работы. Но нужно помнить, что в этом случае каждый ребенок решает сам, хочет ли он пройти такое оценивание.
Однако есть и другая, более мягкая возможность оценивания. Это – организация новой деятельности, в которой и ребенок, и все окружающие смогут увидеть результат его предыдущей работы. Лучше, если это будет не индивидуальная, а коллективная деятельность. Она снимет ненужное напряжение с тех, кто еще не очень уверен в своих силах, а остальным позволит использовать и развить такие важные навыки, как умение помочь и поддержать тех, кому трудно.
Одна из форм такой деятельности – проведение детского праздника: для класса, для родителей, для младших ребят или для всей школы. Приближается Новый год, и это хорошая возможность для того, чтобы каждый увидел, чему он научился, и задумался о том, каких умений, знаний, навыков ему не хватает, чтобы быть успешнее.

А будет ли это в радость?

Учитель, услышав о предложении сделать детский праздник формой оценки и самооценки, может возмутиться: «Тогда потеряется смысл самого праздника, не будет ни веселья, ни радостного настроения!»
Действительно, праздник может превратиться в экзамен, если объявить ребятам, что это будет проверкой их умений, знаний, навыков; если предупредить, что после праздника все получат отметки...
Но если использовать педагогические приемы, характерные для свободного образовательного пространства, результат будет диаметрально противоположным. И прежде всего нужно ни на минуту не забывать: участие в празднике – личное дело ребенка.

Согласование целей

Согласование целей педагога и младших участников образовательного процесса – обязательное условие каждого этапа работы. Именно согласование, а не создание ситуации, после которой цели взрослого станут якобы целями его учеников. Прежде всего учитель должен ответить себе на вопрос: что для него важно в предстоящей работе? Например, педагог хотел бы провести праздник и подвести итоги полугодия. Именно об этом он и говорит ученикам: мы устраиваем праздник, чтобы повеселиться, принести радость другим и в то же время понять, чему вы научились за прошедшее полугодие, чему учителя смогли вас научить.
Возможно, ребята выдвинут и свои цели – мнение каждого важно, оно внимательно выслушивается, и в результате формулируются общие цели. Кто-то решит выступить в активной роли, кто-то предпочтет роль зрителя. Любая позиция должна быть принята педагогом без осуждения («Всегда ты отсиживаешься за спинами друзей!») и без прямой похвалы («Молодец, на тебя всегда можно положиться»).
Хороший праздник получится только если все, кто взялся за его организацию, действительно хотят этим заниматься.

Распределение ролей

Группа обсуждает план праздника, одновременно вспоминая прошедшее полугодие. Кто-то достиг успехов в написании сочинений? Можно предложить ему взять на себя ответственность за сценарий. Кто-то научился решать задачи? Можно придумать конкурс с шуточными задачками. Кто-то стал заниматься спортом? Показательное выступление может украсить любой праздник, равно как и оригинальные эстафеты. Ребенка увлекала физика? Выступление «знаменитого фокусника» порадует всех присутствующих.
Разнообразие детских талантов огромно, это знают все. Но при организации «праздника – подведения итогов» нужно напоминать детям: это они умели и раньше, а вот это – новое для них. Возможно, именно это и стоит показать себе и остальным.
Организация праздника требует множества рук и умений. Одни будут шить костюмы, другие украшать зал, третьи – проводить конкурсы или игры. Главное, помочь ребятам сделать что-то необычное, выступить в новом для себя амплуа, не побояться организовать что-то впервые.
Если праздник проводится для самих себя (например, класс организует собственный новогодний вечер), вполне вероятно, что возникнет идея «взаимных сюрпризов»: всем будет интереснее, если одни не будут знать, что подготовили для этого праздника другие. Тогда общий сценарий праздника превращается в «новогодние подарки». Не забудьте, что дети будут ждать подарка и от вас!

Кто кому поможет?

Итак, цели согласованы, идеи есть, начинается период подготовки. Возможно, ребятам будет нужна помощь взрослых. Учитель не успевает? Подумайте, нет ли в школе старших ребят, которые смогут присоединиться к группе. Их вполне можно попросить помочь: стать «главным режиссером» праздника, сыграть роль Деда Мороза или Снегурочки. Главное, при разговоре с ними объяснить: это не одолжение малышам и не дополнительная нагрузка, а неоценимая возможность развития их собственных качеств и умений. Одно дело – выполнить то, что придумал учитель. Совсем другое – взять ответственность на себя, организовать других, сделать что-то интересное. Такие способности ценятся в каждой профессии, но не у всех есть возможность развивать их еще в школе.
Однако некоторые ребята наверняка не захотят рассказывать о том, что готовят к общему празднику. И конечно, то, что они придумают, может оказаться «не на высоте» с точки зрения взрослых, но бояться их самостоятельного творчества не стоит. Даже если что-то не получится – не беда, ведь такой праздник – не конец проделанной работы, а очередной ее этап.

И снова вместе...

Организация праздника – сложнейшая работа. Настает намеченный день, и оказывается, что... группа, взявшаяся за украшения, не успела их сделать вовремя, а фокусы как назло не получаются.
На этот случай у педагога должны быть заготовки-выручалочки. А если их нет, то все равно любая импровизация гораздо лучше, чем выговоры тем, кто «взял на себя ответственность, обещал и не выполнил вовремя». Нельзя портить настроение перед праздником ни детям, ни себе!
Когда праздник закончится, будет время все обсудить. Не сразу, конечно: веселье должно остаться весельем. Но поверьте, каждый ребенок, принявший участие в организации такого вечера, долго будет думать и сам обо всем, что ему удалось или не удалось сделать. И должно пройти время, чтобы переживания могли вылиться в слова, тем более в слова, сказанные публично.
Многие педагоги, работающие в свободном образовательном пространстве, советуют всей группе анализировать только самые успешные точки проведенного мероприятия. При этом они стараются поддержать, похвалить каждого ребенка – хотя бы за то, что решил попробовать сделать нечто совершенно для себя новое, пусть все задуманное и не удалось. Ошибки, недоработки обсуждаются потом в очень узком кругу: либо индивидуально с ребенком, либо с группой, которая в чем-то недоработала. При этом анализ строится в виде обсуждения прошедшего и построения перспектив дальнейшего образования.
Не получился фокус? Может, в рассчетах были ошибки? Надо над этим серьезнее поработать. Не успел сделать в срок? Возможно, стоит поучиться планированию собственной деятельности, для этого есть особые технологии, и тогда в следующий раз...
Ведь поддержка всегда гораздо эффективнее, чем осуждение.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru