Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
 

Елена КУЦЕНКО

«Мы только создаем условия, в которых ребенок обретает опыт»

В работе классного руководителя не может быть запланированных результатов

Классное руководство никогда не было легким делом.
А сейчас, когда за него стали немного доплачивать и очень много требовать, – тем более. Научить-то всех хорошо невозможно, а уж воспитать… Тем не менее работать все равно приходится, ежедневно задавая себе множество вопросов. В поисках ответов на них самую действенную помощь классному руководителю может оказать профессиональное сообщество. Наверняка вы обсуждаете проблемы воспитания с коллегами – на педсоветах, семинарах, просто в учительской. Предлагаем вам расширить круг тем и мнений, узнать, что думают о современном классном руководстве педагоги Ульяновской области.

Ожидания старшеклассников

На межрегиональную научно-практическую конференцию «Совершенствование деятельности классного руководителя в свете реализации национального проекта “Образование”» приехали не только педагоги Ульяновска, но и учителя, управленцы, психологи со всей области – из колледжей, городских и сельских школ; из тех, что уже получили гранты, и тех, что только собираются участвовать в конкурсе. Причем приглашения сотрудники ИПКПРО рассылали адресно: тем, кто действительно работает над проблемой, что-то пробует самостоятельно, обращается с запросами в институт.
Суть работы классного руководителя, его функции, требования, предъявляемые к результатам, – все это вопросы, удовлетворительных ответов на которые пока, к сожалению, нет. Вот и собрались педагоги, чтобы обменяться опытом, услышать мнение коллег и специалистов – своих земляков-ульяновцев и гостей из Москвы, в том числе и из Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Тон конференции задал видеоролик, снятый в одной из ульяновских школ. Создатели его попросили старшеклассников высказать свое представление о хорошем классном руководителе. Некоторые предъявляли довольно стандартные, формальные требования: самоотдача, помощь в организации классных мероприятий, контроль за учебным процессом. Гораздо больше высказываний было о поддержке: чтобы не навязывал свою волю, взаимоотношения строил на понимании и доверии; проводил с классом больше свободного времени; научил работать в команде. И вообще, хороший классный должен быть: хорошим психологом, умеренно строгим, мудрым судьей, решительным полководцем, заботливым, добрым, веселым и прикольным. А жизнь в классе чтобы была не скучная.
Педагоги выслушали, вздохнули и стали совещаться, как бы им сделать так, чтобы соответствовать. После выступлений областного образовательного начальства («Доплата за классное руководство уже пошла, а преступность в области так и не снизилась») свое видение ситуации обрисовали работники системы повышения квалификации.
Ирина Демакова, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии АПКиППРО, ссылаясь на высказывания детей, обратила внимание коллег на то, что от них ждут в первую очередь понимания, расположения и сочувствия; напомнила о высказывании Ясперса, который говорил о том, что больше всего тормозит развитие ребенка страх. А сколько в школе страха: перед наказанием, плохой отметкой, унижением со стороны взрослого. Стимулирует же развитие атмосфера эмоциональной стабильности, приятие безусловное и безоценочное.
Сергей Поляков, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой воспитательных проблем образования Ульяновского ИПКПРО, сосредоточился на организационном аспекте работы классного руководителя. Необходимо регламентировать ее объем, функции, формы учета, продумать мотивацию и определить нормативы переработки. Мотивация тут, конечно, главное. Организация школьной жизни должна стимулировать создание профессионального сообщества, чтобы обсуждение профессиональных проблем с коллегами стало нормой для учителя. Очень важно публичное признание заслуг и успехов классного руководителя. Не менее важен отклик детей.
Но самое, пожалуй, главное – достижимость результата. Сейчас работа классного руководителя основывается на множестве мифов: на что только он не воздействует, что только не воспитывает. На самом же деле нужно ставить реальные цели. Педагог может лишь создавать условия для обретения ребенком опыта. Если повезет, то мы дождемся таких, например, эффектов, как личностные изменения. Но планировать их нельзя! И если мы начнем эффективно работать уже сегодня, то результаты можно будет наблюдать лишь через четыре, а то и семь лет (это к вопросу о незамедлительном снижении преступности).
Еще одна важнейшая проблема – контроль. Его роль сильно преувеличена. Для того чтобы работа становилась более продуктивной, нужно не усиливать контроль, а создавать условия для совместного с педагогом компетентного анализа его работы, проявлять интерес к ней и помогать классному руководителю.
Увидев и выслушав специалистов, которые потом вели «круглые столы», учителя разошлись, выбрав интересные для себя темы. Кто-то сделал выбор, ориентируясь на личность ведущего.

Если предмет становится узким

Одним из самых многолюдных был круглый стол под названием «Классный руководитель и инновационные процессы в школе». Его вели Ирина Дмитриевна Демакова и Сергей Данилович Поляков. Ведущие предложили собравшимся педагогам самим определить, какие инновационные процессы, происходящие в школе, провоцируют наибольшие изменения в работе классного руководителя.
Учителя после небольшого колебания назвали создание профильных классов. Ведь профиль создает для классного руководителя дополнительные трудности.
В Ульяновской школе № 13 педагоги уже несколько лет работают над этой проблемой. Их опыт показывает, что в профильном классе успешнее работает тот педагог, чьи интересы совпадают с направленностью ребят. Однажды учителю иностранного языка, взявшему классное руководство в классе, специализирующемся на информационных технологиях, пришлось даже пойти на курсы и освоить компьютер – чтобы говорить с детьми на одном языке.
«Это очень трудно, – подтвердила Ирина Демакова, – работать с детьми, у которых рано сформировались локальные интересы. Во-первых, они очень загружены, и с ними просто некогда общаться. Я знаю классных руководителей, которые, если можно так сказать, выпрашивали у детей свидание. И во-вторых, детей с узконаправленным интересом трудно увлечь чем-то другим. Например, математики совершенно не интересуются гуманитарными предметами. И что с этим делать?»
Действительно, подтвердили учителя, часто математический класс просто выпадает из жизни. Особенно если классный руководитель тоже математик, он еще больше уводит ребят в узкопредметную направленность. А классному руководителю-гуманитарию приходится просто вытаскивать детей для участия в жизни школы и конфликтовать с профильными предметниками. Потому что он не только подстраивается под направленность класса, но и берет на себя компенсаторные функции. Ведь в задачи классного руководителя входит не только отслеживание учебного процесса, но и объединение ребят в классное сообщество. Профиль и здесь создает особые трудности. Иногда в профильный класс ребята идут просто потому, что нужно выбирать хоть что-нибудь. Им трудно найти общий язык с теми сверстниками, которые давно и серьезно увлечены профильным предметом. А если любимый педагог берет профильный класс, ребята часто идут к нему, а не на профиль. Или вслед за друзьями. Они согласны заниматься с репетиторами, лишь бы не терять чувства единства и дружбы с одноклассниками. Так вот, должен ли педагог отговаривать их или нет?
Ведущие, конечно же, не давали ответов на вопросы. Их роль заключалась в том, чтобы предельно четко и остро переформулировать проблему и вернуть ее в зал. Например, по последнему вопросу: в чем заключается грамотное педагогическое решение при выборе между единством класса и благополучием личной судьбы каждого ребенка?

Практические предложения

При подведении итогов конференции представители секций коротко рассказали о тех выводах и идеях, к которым пришли в ходе обсуждения.
Все они носили практический характер и вполне реализуемы. Даже те, для достижения которых необходимо согласие районных и областных органов управления образованием – ведь на конференции присутствовали управленцы этих уровней.
Вот несколько предложений, внесенных от разных секций.

  • Организовать постоянно действующий семинар классных руководителей.
  • В работе с детьми уделять как можно больше внимания живым, реальным ситуациям, проблемам, конфликтам. И проводить востребованные практикумы взамен формальных классных часов.
  • Снизить объем отчетности в работе классного руководителя.
  • Признать измерение уровня воспитанности полной ерундой.
  • Подумать о возможности создания кафедр или лабораторий воспитания в школах.
  • Уходить от разовых мероприятий и переходить к целостной системе гражданского воспитания.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru