Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

СОБЫТИЯ, ФАКТЫ, ТЕНДЕНЦИИ
 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Несколько лет упорной информатизации

привели к тому, что в международном рейтинге развития электронного обучения Россия опустилась с 45-го на 52-е место из 68 возможных

Почему информатизация, объявленная одним из основных приоритетов в области отечественного образования, продолжает оставаться его самым слабым местом? На этот вопрос попытались ответить участники круглого стола «Концепция становления, развития и использования современных информационных технологий в системе образования РФ», прошедшего в Госдуме.

По мнению специалистов, участвовавших в «круглом столе», так происходит из-за того, что в нашей стране делается упор лишь на одну часть информатизации – собственно обеспечение школ и вузов компьютерами с выходом в интернет. Но важно еще и научить как детей, так и взрослых пользоваться возможностями виртуального информационного пространства, а также объяснить им, для чего это нужно.
Но даже когда стремление преподавателей работать по-новому есть, оно тормозится устаревшей нормативно-правовой базой. Так, в вузах основной единицей расчета педагогического труда остается академический час, то есть лекции и практические занятия в реальном, а не в дистанционном режиме. По действующему законодательству строго запрещена организация текущего контроля и промежуточной аттестации в режиме on-line. Это значит, что на каждый зачет и даже простой опрос студент должен являться лично, что делает невозможной дистанционную форму обучения.
Вузам, занимающимся дистанционным образованием, приходится идти на подлог. Студенты, обучающиеся дистанционно, числятся на очном отделении. Причем в Рособрнадзоре, например, об этой практике знают и смотрят на нее сквозь пальцы.
А вот депутатам Госдумы кажется, что это недопустимо. Председатель Комитета по образованию и науке Николай Булаев предложил ужесточить государственный контроль за дистанционным обучением.
– Законы только тогда хорошо выполняются, когда они соответствуют реальности, – не согласился с Николаем Булаевым член-корреспондент РАО Андрей Хуторской. – У нас же специалисты, работающие в сфере электронной педагогики, вынуждены сами выдумывать правовые нормы ввиду их отсутствия или архаичности.
То же самое происходит и в школах.
– Главными препятствиями на пути внедрения информационных технологий в школах являются СанПиНы и нормативно-подушевое финансирова-
ние, – констатировал ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов.
Кстати, недавно Министерство образования и науки само осознало необходимость изменить устаревшие СанПиНы и перейти от ограничительных санитарных норм к более гибким, которые бы формировались по результатам мониторинга здоровья учащихся. Однако никаких конкретных шагов в этом направлении пока не сделано.
Еще один немаловажный момент. Из-за несовершенства в законодательстве российским образовательным учреждениям компьютеры обходятся вдвое дороже, чем западным: отсутствуют необходимые таможенные и налоговые льготы.
По итогам «круглого стола» Рособрнадзору было рекомендовано разработать систему оценки эффективности использования информационных компьютерных технологий в учебном процессе.
Также необходимо предусмотреть меры государственной поддержки инновационных образовательных учреждений, активно занимающихся внедрением
принципов электронной педагогики.
Кроме того, решено создать совместную рабочую группу, в состав которой войдут депутаты профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, члены Экспертно-консультативного совета, представители Минобрнауки и Рособрнадзора, ученые РАО.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru