Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

Елена КУЦЕНКО

У книжной полки

Детский сборник. Статьи по детской литературе и антропологии детства
М.: Объединенное гуманитарное издательство, 2003.

Сборник составлен по материалам международных конференций «Детские чтения». Все статьи – о взаимодействии ребенка и текста.
Ребенок может быть героем литературного произведения. И тогда мы на многочисленных примерах из хорошей литературы просматриваем целые галереи детских портретов: дети, убегающие из дома; дети, оставшиеся сиротами; дети в школе, на экзаменах; подростки, осваивающие мир взрослых. Большинство процитированных текстов, конечно, знакомы. Но ты читал их в разные годы и даже десятилетия своей жизни. А когда видишь их собранными в один ряд, это производит необыкновенно сильное впечатление. Например, о детском побеге из дома писали Гайдар, Зощенко, Чехов, Кассиль, Осеева, Дубов. И автор статьи, цитируя этих и других авторов, показывает, как возник этот мотив в детской субкультуре (побег в Америку в конце XIX века), из каких побуждений в разное историческое время дети становились беглецами, куда сбегали, что считали необходимым взять с собой.
Несколько статей посвящено коммуникации между ребенком и взрослым. Если специально об этом не задумываешься, кажется, что большой премудрости в этом нет. Но, оказывается, и тут свои правила и закономерности: как взрослые разговаривают с совсем маленькими, какие традиции детских поздравлений существовали в культуре, как пионерская символика задавала совершенно определенное устройство детской субкультуры.
Мне показались особенно интересными статьи А.В.Хромовой «Тексты для детей в новогоднем ритуале» и «Письма детей Деду Морозу», видимо, сказывается приближение соответствующего сезона. Как менялись поздравления, сценарии утренников и новогодние ритуалы за последние полтораста лет? Почему взрослые так настойчиво поддерживают веру детей в Деда Мороза? Какие способы общения с ним приняты у современных детей? О чем они просят и спрашивают? В этом случае дети становятся творцами текста.

С.К.Бондырева, Д.В.Колесов
Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества
М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.

Мы интуитивно понимаем, что и традиции, и инновации необходимы для существования школы, важны для обучения-воспитания. Но не всегда можем объяснить, что же такое традиция и в каком соотношении с новшествами она должна существовать, чтобы жизнь в школе, с одной стороны, не застыла в сонном оцепенении, с другой – не превратилась в хаос от бесконечных нововведений.
Авторы не говорят об этих понятиях в масштабах школы, а рассматривают их на примерах развития таких сообществ, как народ, цивилизация. Впрочем, законы развития любого сообщества универсальны. И любому лидеру полезно будет узнать о том, как привычка перерастает в обычай, а обычай – в традицию; чем ритуал отличается от обычая; о том, как ритуалы влияют на сплочение группы; что заставляет людей действовать по шаблону, почему так привлекателен конформизм.
Педагогов-практиков, наверное, может заинтересовать глава «Традиции и архетипы», где рассматриваются воспитательные приемы и причины того или иного поведения ребенка. Например, как дети усваивают понятие запрета, почему слово «нельзя» нужно использовать очень дозированно, откуда берутся капризы и тяга ко всему запретному. В этом же разделе объясняется, как формируется психология замкнутой подростковой компании, религиозной секты.
Глава «Традиции и подражание» тоже может быть полезна учителю. Здесь рассматриваются такие понятия, как «совет», «приказ», «рекомендация», и сфера их применения. Меня заинтересовало определение: «Авторитет – это функция, заключающаяся в определении допустимого и недопустимого в поведении других индивидов». Ведь в повседневной жизни мы постоянно пользуемся этим понятием, а тут есть повод узнать мнение авторов и поразмышлять о природе авторитета, его основаниях, чем он измеряется и в чем проявляется его ослабление («Индивиды… начинают искать возможность для неподчинения и глядеть не столько на носителя авторитета, сколько друг на друга»).
Следующие за этим страницы об авторитаризме и деспотизме я дочитывала, уже не имея в виду прикладное использование, а из чисто академического интереса.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru