Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело


 

Ольга ФРОЛОВА

Статус классного журнала

Каков он на самом деле?

Традиционная школьная документация – сложившаяся система. Так, например, ни у кого не вызывает сомнения существование нормативной базы по ведению классного журнала: есть, должны быть законы, в которых эта обязанность зафиксирована. И если в школу приходит немало контролеров, которые проверяют оформление журналов, значит, именно так в образовании и принято: запись о проведении урока и о прохождении программы имеет большее значение, чем эффективность занятий, а выставленная оценка, безусловно, важнее реального продвижения ученика.
Но вот в школах появились компьютеры. В числе многих школьных догм они поколебали и эту: возник сетевой электронный журнал, снабженный программой, не допускающей исправлений уже выставленных оценок; предметники завели личные журналы классов на АМР – идет более тонкая дифференциация оценок, их количество увеличено в разы, к оценкам сделаны примечания. Бумажный журнал стал тяготить учителя, его целесообразность начала вызывать сомнения.
Учительница из Омской области пишет нам: «Я сомневаюсь: действительно ли журнал является государственным документом, как написано на титульном листе? И если он документ, то почему его можно сколько угодно переписывать?»
Мы обратились за комментариями к сотруднику Департамента экономики и финансов Министерства образования и науки РФ Татьяне Подколзиной. И вот что она ответила:
– Журнал числится в номенклатуре дел образовательного учреждения. Это документ строгой отчетности. Он подтверждает ведение педработником часов, служит источником объективного учета рабочего времени. Меня удивляет сама постановка вопроса учителем, ведь запись в журнале – это форма его отчета о проделанной работе.
– На какой документ вы могли бы сослаться?
– Разве это нужно разжевывать? Учитель обязан письменно подтвердить проведение урока.

…В том-то и дело, что документа, обязывающего учителя вести журнал, не существует. Единственное упоминание о классном журнале – письмо Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/14-15, которое называется «Контроль и оценка результатов обучения в началь­ной школе». Но и это письмо не о ведении журнала, а о необходимости приводить записи в соответствие с СанПиНами: соблюдать нормы проведения контрольных, дозировать домашние задания и т.д.
Ни в постановлении Правительства РФ № 191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений», ни в приказе Министерства образования и науки РФ № 69, его комментирующем, не говорится о том, что заполнение журнала является трудом. Написано: «Другая часть педагогической работы (не уроки. – Ред.), требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, но вытекает из их должностных обязанностей, регулируется уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка».
Выходит, только в тех ОУ, где коллективно разработаны и приняты Положения о работе по ведению журнала, классный журнал является документом, а его заполнение – функциональной обязанностью учителя.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru