Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело


 

Ноябрь – время совещаний о ходе экспериментальной работы в школе. Отчитываются руководители, участники эксперимента, вывешиваются графики и диаграммы – обсуждаются результаты и перспективы работы. И поскольку у каждого школьного эксперимента свой смысл, свой масштаб, свой руководитель, обстановка на таких совещаниях разная. Деловая. Творческая. Тоскливая. Невыносимо напряженная.
Ее, как всё в школе, определяет мера понимания педагогами сути происходящего.
Если люди внутренне небезразличны к тому, что происходит за границами разговоров об изменении образовательной среды, если они непосредственно участвуют в обновлении практики и чувствуют свое продвижение – это одно. А если видят, что экспериментальная работа сводится к сотрудничеству директора школы с представителем педагогической науки и никто в коллективе, кроме заместителя директора, документов по эксперименту не читал, это совсем другое.
Именно об этом размышляли педагоги на виртуальном круглом столе «Экспериментальная работа в школе – миф или реальность?», который мы провели на портале Сети творческих учителей.
Наш виртуальный «круглый стол» разместился в пространстве от Калининграда до Приморского края, от Таганрога до Ямало-Ненецкого округа. Длился пять дней. За это время участники успели высказаться, познакомиться, поспорить, поделиться наработками, найти партнеров, а некоторые даже обсудили тему в своих педагогических коллективах и выложили результаты на стол.

Экспериментальная работа в школе – миф или реальность?

Учителя размышляют, спорят, делятся идеями

Чья это игра?

Сергей Тыновский, Владимир. К счастью или несчастью, но школам сейчас выгодно объявлять себя экспериментальной площадкой, получая под это средства и тем самым компенсируя недостаток бюджетного финансирования. Учителям тоже.

Надежда Болсуновская, Красноярск. Не совсем верно. Сегодня все так быстро меняется, что педагогу без экспериментальной деятельности не обойтись. Она помогает увидеть проблемы, определить эффективность собственной деятельности. Она нужна, чтобы действительно решать возникающие в школах проблемы, а не бороться с ветряными мельницами.

Владимир Козерь, Ростов-на-Дону. Чтобы включить рядового учителя в управление школой, в планирование и внедрение инноваций, нужны простые, доступные средства получения и обработки информации: опросники, записанные беседы, сопоставительный анализ. То, что работает, что полезно. А сложные, в несколько сотен страниц, формы отпугивают человека от дела.

Александр Драхлер, Москва. Мне эксперимент интересен как площадка, в рамках которой можно сосредоточить большие, чем в обычной ситуации, ресурсы – материальные и интеллектуальные. Эффективность возникает, если у коллег есть умение и желание фиксировать и обсуждать самые минимальные практики.

Нина Земляненко, Таганрог. В прошлом году мы запустили в школе проект «Самообразование»: решили изменить ситуацию, когда каждый учитель нарабатывает новый опыт, но никто не знает, что и как у него получается. Провели исследование, выявилось немало оригинальных решений. Дали эксперименту название: «Формирование профессиональных компетенций учителя», получили статус экспериментальной площадки. Идут семинары, практикумы, методсоветы. Заинтересованность учителей оказалась потрясающей.

Софья Каганович, Новгород. Если эксперимент зарождается в живой практике, вдруг какая-то искра высекается… В поселке Пола Новгородской области учительница литературы Ирина Евлампиева стала проводить факультативные занятия с учащимися нескольких школ района. Причем с таким увлечением, что в итоге создалась разновозрастная творческая группа учителей и учеников 8–11 классов. Она существует уже несколько лет. Работы детей ежегодно звучат на Достоевских чтениях в Старой Руссе.

Людмила Баденкина, Калининград. У нас вся начальная школа работала по системе Занкова, и с 1998 г. мы начали эксперимент по продвижению принципов этой системы в 5–7 классы. С 2002 года расширили эксперимент: занялись применением технологии развития критического мышления и когнитивной технологии М.Е. Бершадского. За это время учителя привыкли к постоянному самообразованию, овладели технологией ведения эксперимента, и в этом году им нетрудно было стать победителями в нацпроекте «Образование». Вот такие приятные последствия может повлечь участие в экспериментальной работе!

Юрий Алексеев, Псковская область. А нашу школу руководство рассматривает как экспериментальную площадку, отрабатывая на ней разные новшества. К примеру, нас обязали на пару лет раньше других регионов перейти на двухконцентровую систему исторического образования, и два класса ушли из стен школы с жуткой мешаниной в голове. Никто не позаботился о напечатании для нас учебников, и мы разрывали старые книги на части, таскали их из класса в класс. Эксперимент, если он случается, должен быть добровольным. А загонять в эксперимент приказом по школе или по стране просто преступно! Такой эксперимент сопровождается победными реляциями, а в реальности дела идут только хуже. Настоящий эксперимент всегда предполагает процент авторства.

Сам себе новатор

Вера Капарина, без адреса. Инновации диктуются жизнью. У нас вводят изучение эстонского языка. Внедрили компьютеры. Пришла в класс девочка с особыми нуждами… И ты срочно действуешь, даже не успевая сформулировать механизмы своей работы, не думая об описании своих экспериментов.

Олег Чебан, Кемеровская область. Сегодня разговорились с коллегой. Я сознался, что не считаю себя классическим учителем. Постоянно занят переосмыслением и нововведениями – ведь я преподаю информатику. Недавно сильный ученик объявил, что мы тут ничему не учимся. Несправедливо. Но я понял: они не видят своих результатов. Настроил сервер так, чтобы можно было все работы сохранять и накапливать. Всего-то. Но что тут началось: стали устанавливать привычные для себя web-редакторы, принесенные файлы помощи начали публиковать для всеобщего обозрения – интерес к занятиям сумасшедший. Это эксперимент? Или надо ждать чего-то большого и серьезного?

Елена Карпунина, Королёв. Центр новых педагогических технологий предложил учителям, преподающим язык программирования Паскаль, апробировать новый учебник. Мы с коллегой решили поучаствовать. Без размышлений, кому и зачем это нужно. Без надежды на оплату или доплату. Без статуса ЭП. Какая разница? Главное – нам это пригодится.

Григорий Ищук, Иваново. Я не решусь называться экспериментатором. Но в моей повседневной педагогической жизни мне не хватает Понимателя. Не Разьяснителя, который говорит убедительно, утвердительно и окончательно, а Понимателя, который озвучивает то необычное, что происходит в моей работе. Потому что мои собственные попытки обосновать удачный или неудачный ход ни к чему хорошему не приводили, а обращение к научности и вовсе уводило. Почему считается, что интуитивно – это ненаучно?! Педагогика интуитивна.

Марина Пешкова, Бугульма. Я участвую в эксперименте, который помогает доказать значимость предмета черчение. Используя методы  проектов и устанавливая межпредметные связи, я пытаюсь доказать необходимость графического образования именно в средней школе. А что касается бумажек, то если работу с ними не запускать и пользоваться ПК, ничего страшного. Я уже себя не представляю без эксперимента.

Руководитель: умный, грамотный,чуткий

Николай Идатчиков, Приреченское, Красноярский край. Эксперимент – часть работы любого учителя. Поэтому хотелось бы поговорить об участии руководства в эксперименте. У нас в Ужурском районе начальник управления Сергей Бухтояров с конца 80-х и до сего дня умудряется изыскивать средства для командировок учителей на учебу к признанным специалистам в образовании. Первой с нами работала команда Виктора Болотова, тогда преподавателя Красноярского университета, потом – семинары по всей стране: Адамский, Щедровицкий, Шаталов… Задел создавался основательный. Всё апробируется на месте, развивается. Работу нашего управления образования можно сравнить с работой стартовой космической площадки. Я не имею прикрепленного научного руководителя, но, понимая необходимость внешней экспертизы, отправляю результаты на рецензирование специалистам и получаю заключения.

Александр Драхлер. Поговорим о научном руководстве экспериментальной работы. В чем оно заключается?

Григорий Ищук. Лучшие научные руководители просто приходят в школу и пытаются понять, что там происходит. В школе сам собой идет эксперимент под названием «Школьная жизнь». И многое из того, что происходит в школе, вообще во внимание не берется. Абсолютно никак не рефлексируется.

Надежда Болсуновская. Научные руководители, как и все люди, бывают разные. Есть просто классные, они сочетают теорию с практикой, и школа получает огромный шанс развития. Однако бывает и так, когда научные руководители далеки от реальной практики. Это не способствует успеху.

Софья Каганович. Руководство может быть успешным только если импульс пришел снизу. Я руководила экспериментальной работой в гимназии города Старая Русса. Были команда, думающее руководство, но главное – свои идеи. Сейчас уже без всякого эксперимента гимназия продолжает развиваться. Но может быть, наш успех в этом и других случаях обусловлен тем, что я человек со стороны. Не педагог: всю жизнь занималась филологией в Академии наук Узбекистана и в новых условиях опиралась только на общенаучную подготовку…

Ирина Шипулина, Лыткарино. Только учителя-практики, как рабочие у станка, могут понять необходимость той или иной модификации процесса. А коллеги-теоретики должны быть внимательны к тому, что делается внизу. Их работа – проводить мониторинги, делать обобщения, тиражировать опыт.
Мы уже 7 лет занимаемся интеграцией. Это эксперимент двух учителей: я преподаю МХК в содружестве с физиком. Наши уроки: «Строим дом», «Преодоление тяжести, или Архитектура средневековья», «Оптика и перспектива в плоскости картины», «Свойства цвета». Эксперимент с такой формой интеграции очень интересен. Все участники получают огромное удовольствие, но и много работают. Мы часто обращаемся за консультацией к профессорам ИПК и ПРНО, по-моему, вопросы научного руководства решаются легко.

Юлия Скворцова, Воскресенск. По-моему, очень нелегко. Где и как найти научного руководителя для моего эксперимента по кинообразованию? Я с весны ищу самостоятельно. Не с одним уже встречалась, и всё упирается в неблагоприятные условия. Но ведь необходимость проекта как раз и вызвана неблагоприятными условиями!

«Сами мерили, писали? Не годится!»

Людмила Баденкина. О том, как вести ЭР в школе, написано в книжке А.С. Сиденко «Педагогический эксперимент: от идеи до разработки. Пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе». Берите и работайте!

Григорий Ищук. Вот и весь ответ на вопрос, кому нужен эксперимент: «Пособие для директоров инновационных школ…».

Ульяна Орлова, Московская область. Только что пришла с семинара по ЭР в местной гимназии. Была там с бумагами, которые сами написали, с книгами, которые взяли за основу. «Хм, – говорит принимающий директор, – тоже мне, и у нас такая книжка есть, ничего нового». Среди прочего они ввели триместры вместо четвертей. Мотив: дети уходят на каникулы не отягощенные предчувствием наказания за плохие оценки. Подается это как экспериментальная фишка, хотя на самом деле – оргрешение. И очень часто эксперимент воспринимается как решение быть не такими, как все. Но, к слову, многие ли родители хотят отдавать ребенка в экспериментальную школу?
Надежда Болсуновская. На самом деле в экспериментальной деятельности главное – момент анализа. Мониторинг на входе и выходе. Поэтому многое зависит от добросовестности и ответственности людей, ведущих экспериментальную работу.

Татьяна Таперо, Лыткарино. Для того чтобы новаторство учителя получило распространение за пределами учреждения, необходимо соблюдать правила игры. Без руководителя, соответствующей материальной базы об эксперименте нечего и говорить. В гимназии, где я работаю, есть эколого-краеведческий центр, им руководит Наталья Скворцова, учитель географии. На одной из конференций они представляли результаты измерения радиационного фона в различных точках нашего города. Их спросили, каким оборудованием пользовались. И когда был назван прибор, ученые мужи объявили, что прибор устарел и, значит, результаты недостоверны. Что ж, в этом году гимназия приобрела современную лабораторию…

О бедной науке замолвите слово

Дмитрий Савельев, Ульяновск. Почему голос педагогической науки не находит путей к сердцам и умам учителей? Откуда трагический разрыв? Специальный язык именуется «птичьим», отвергается с порога как чужой. Разве у педагогической науки не та же цель, что и у практики? Вместо того чтобы вникнуть в язык ученых, вы предлагаете свой новояз: «пониматель», «разъяснитель» и другие понятия интуитивно ясного интерфейса. Неужели и впрямь педагогическая действительность меняется так круто, что нужно сбросить со счетов вместе с объектами и все обозначающие их понятия? С чем останетесь? С проектированием как вероятностной деятельностью? С непредсказуемыми результатами? Надеюсь, что этого не будет.

Экспериментируем в штатном режиме?

Елена Евсюкова, Белгород. В нашей школе проводится федеральный эксперимент «Личность школьника в образовательном пространстве лицея: развитие, образованность, здоровье, культура». Работаем с 1999 года под началом ученого-психолога. Последовательно проходим все этапы эксперимента. На диагностическом этапе анализировались ситуация в школе, личностные качества учащихся и учителей и на этой основе созданы группы учителей-единомышленников. Сейчас лицей имеет базу компьютерных диагностик личностных качеств. Вышли на этап построения модели. Не так все просто в эксперименте, если он правильно организован.

Татьяна Таперо. Нам привели пример классического эксперимента. Сначала изучить, исследовать проблему, потом ознакомиться с опытом предшественников в этой области, с их результатом, потом предложить свое решение и проверить его правильность при помощи эксперимента. А у нас на «круглом столе» под словом «эксперимент» подразумевается творчество, и я с этим не согласна. Например, я в газете «Физика» нахожу удачный прием объяснения материала и использую его на своих уроках. Это эксперимент?

Надежда Болсуновская. Смотря как отнестись. Это может быть эксперимент, если прием что-то меняет в ваших представлениях о преподавании физики, подталкивает к переосмыслению профессиональных позиций. А если этот прием просто добавляется в копилку методических инструментов, то это простое расширение набора средств.

Лариса Салова, Приморский край. Мы сегодня провели в школе семинар по теме «круглого стола». Работали четыре группы. Наши мнения. Эксперимент – поиск новых путей решения проблем. Вне союза единомышленников он невозможен. Каждый учитель, каждая школа, понимают они это или нет, – экспериментальная площадка. Образование по сути является преобразованием. А эксперимент возникает с появлением ситуаций, требующих пересмотра привычного хода вещей.

Надежда Болсуновская. В школе всегда были, есть и будут проблемы, которые требуют решения. Нельзя разовым усилием создать идеальную образовательную среду, которая бы сняла все противоречия. Поэтому и нужна экспериментальная проектная деятельность, которая бы разрешала возникающие трудности. В организме школы должна быть стабильная часть – то, что не меняется, что постоянно, и должна быть экспериментальная, вариативная часть, которая настраивается в зависимости от выявленных проблем. Когда осуществляется планирование на год, то некоторые виды деятельности, мероприятия, программы автоматически переносятся как зарекомендовавшие себя, но вместе с тем каждый год мы видим какие-то новые проблемы. Как будем их решать? Так и появляются новые проекты. На следующий год они могут перейти в стабильную часть, а что-то из стабильной – отойти на периферию или просто исчезнуть. Этот процесс надо кому-то вести. И дело тут вовсе не в должности и звании такого человека, а в умении слышать, видеть и понимать школьную жизнь.
Обо всем подробно – http://it-n.ru/, Сеть творческих учителей, сообщество «Научная работа учителей».


P.S. Конечно, не все высказывания участников «круглого стола» получили отражение в газетной публикации. О некоторых – бегло: «В Финляндии учитель, внедривший и зафиксировавший некое новшество, перемещается по стране и знакомит желающих со своим опытом. За хорошую плату»... «Есть учителя-классики, есть учителя-экспериментаторы. Последние подвергаются риску: вызывают раздражение и ревностное отношение коллег»… «К сожалению, посты директоров и завучей по науке занимают в основном люди пенсионного возраста. Они не поддерживают инициатив, всеми силами сохраняют старый школьный уклад»… «Подозрительность творческих педагогов школ по отношению к педагогам-ученым – грустная реальность нашего времени».
Но вправе ли педагоги, спросит читатель, называть экспериментом все, что есть интересного в педагогике? Почему не говорили об экспериментальной деятельности в истинном ее понимании: о выделении предмета, определении средств, целей, задач, описании результатов? Не хотели? Не могли? Скорее не видели смысла в подобных разговорах. Понятно же, что настоящая экспериментальная деятельность требует больших усилий, огромных ресурсов. Для нее нужна подходящая почва, хороший уход. Кто и как будет это делать, если даже «Присвоение статуса Федеральной экспериментальной площадки не влечет за собой финансовых обязательств со стороны Минобрнауки России» (Положение об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования)? А хорошего научного руководителя для школьного эксперимента днем с огнем не сыщешь. Такова реальность: учитель сам реализует свою инициативу, даже если его инновации не интересуют ученых, не поддерживаются финансово. Поэтому и понимает слово «эксперимент» не иначе, как в его исходном значении: человек помыслил что-то и начал делать; стал смотреть, что из этого получается. И снова – думать, делать. По сути, так и есть: экспериментально – значит не теоретически. Тем более в педагогике, где экспериментальная ситуация создается с одной целью: способствовать личностному росту человека. Об этой специфике педагогического эксперимента говорят не только все словари, но и практика участников нашего «круглого стола»: экспериментальная работа сегодня ведется в основном по двум направлениям: самообразование учителя и развитие личности ученика.

«Круглый стол» провела Людмила КОЖУРИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru