Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Первая тетрадь
политика образования

РЕПОРТАЖ
 

Алексей ОЛЕЙНИКОВ

Уроки звёздного неба

Телескоп на школьном чердаке как выход в иное измерение жизни

Звезды лучше всего видно в деревне. Это не лирика, а научный факт. В мегаполисах небо засвечено фонарями, затянуто смогом. А за городом видно даже звезды «малой светимости», как говорят астрономы. Но нелепый этот предмет – звездоведение – уже изъят из школьной программы. Простенькие телескопы, где они еще сохранились, пылятся в кладовках кабинетов физики.
Предмет этот и раньше не жаловали – один год, один час в неделю. Многие учителя вели его по совместительству и часто забирали «астрономические» часы под другие уроки. Куда ребенку с этой астрономией, а математику и физику в вуз сдавать.
Но во Владимирской области, в деревне Прудищи, астрономии продолжают учить. И оказывается, что взгляд в телескоп дает деревенским детям другие горизонты, другое ощущение жизни, небытовой интерес. А в чем еще назначение школы, как не в этом?

Фото автора

В Прудищах – «девятилетка», где тридцать восемь учеников. Сталинской архитектуры двухэтажное здание. Барельефы, герб, гипсовый лозунг «Учиться, учиться, учиться» – над парадным входом. И огромные – с трех первоклашек ростом – окна. Темными зимними вечерами в них светят звезды.
В соседних школах изучают лесоводство, пашут на тракторах школьные участки. Вписывают судьбы своих учеников в окружающее пространство, выстраивают их «образовательные траектории» с учетом сопротивления жизненной среды.
Вокруг Прудищ – мерзлые серые поля. Развалившиеся коровники и фермы. Зубчатая кромка черного леса по дымному горизонту. Продуваемые пространства, через которые тянется разбитая дорога. По ней едет гремящий железом «пазик». Каждый день он подбирает на остановках директора, завучей и несколько десятков их учеников. Картина, знакомая каждому, кто ездил по сельским школам средней полосы России.
Какая тут астрономия? Какое прохождение Венеры по диску Солнца? Космические мотивы в русской народной вышивке? Куда со всем этим податься? Действительно, непрактичный, бессмысленный предмет, лишь отъедающий драгоценное учебное время.
И как все непрактичное, самый важный. Десять ребят, треть учеников Прудищинской школы, занимаются астрономией в кружке учителя математики Юрия Кузнецова. Дай Бог, доведет он до восьмого класса пять энтузиастов, «заболевших» физикой, математикой, механикой сфер. А остальные?
И тут оказывается, что им звезды даже нужнее.
Непрагматичная астрономия спасает их из круга повседневности. Учеба–дом–учеба–дом. Деревенская жизнь монотонна и скупа на новые краски. Прикасаясь же к этой древнейшей из школьных естественных наук, ребята невольно возвращаются на исходные позиции, с каких стартовало все европейское научное знание.
Компьютеры, интернет, интерактивные программы – лишь вспомогательные инструменты. Главный инструментарий остался неизменным со средних веков. Человек, телескоп, небо. Прудищинские ребята смотрят на те же звезды, на которые глядели Кеплер, да Винчи, Лейбниц. Видят тот же свет. Проводят те же наблюдения. Идут след в след. Впитывают тот же метод, вырабатывают тот же взгляд на исследуемое.
Учиться у великих, повторяя их открытия и ошибки, – в какой учебный план это вставишь?
А ребята – ребята раскрываются. Будто эта астрономическая избыточность размыкает сферу тяготения. И вдруг выходят на вторую космическую: кто-то поступил на худграф Владимирского педуниверситета, кто-то – на физтех, у кого-то пошли стихи, статьи, сценарии.
Даже родители, бывает, недовольны – у ребят обнаружились свои мысли по поводу жизни. Хотят учиться, уехали во Владимир, снимают комнату. Кто виноват? Кузнецов и астрономия.
Конечно, он ученикам отдыха не дает. Заставляет писать заметки в муромские газеты. Просит стихи и сценарии для школьных вечеров на тему астрономии. Девочку Женю, поступившую в итоге на худграф, Юрий Евгеньевич просто поставил перед фактом – вручил на линейке толстенный альбом бумаги. Сказал с владимирской своей хитрецой: «Осенью картины принесешь».
Принесла. Глянул директор Муромской художественной школы на эти картины и зачислил Женю сразу во второй класс.
А что уж говорить про бесконечные разъезды по чтениям и слетам астрономов-любителей? Для которых тоже надо собирать данные, проводить вычисления и писать, а значит – работать, разрабатывать руку, оживлять слог, обострять ум.
Чтения Веговские, Каплановские, Циолковские, Эра фантастики – прудищинские дети из АНОУ «Пульсар» весь учебный год мотаются в неправильном прямоугольнике «Нижний–Москва–Железнодорожный–Прудищи». В последний год стали звать и в Петербург.
Понятно, что едут, куда только можно и чаще всего на свои деньги. Ведь любая встреча не только повод представить свое и увидеть чужое, а прежде всего возможность подышать одним воздухом с такими же, как ты. Бескорыстными и ненормальными. «Шибанутыми», как изъясняется Юрий Кузнецов.
Впрочем, и сам Юрий Евгеньевич хорош. Родился в деревне неподалеку от Прудищ. Астрономией заинтересовался с седьмого класса – его учительница никогда не подменяла часы и преподавала астрономию вдохновенно. Потом физклуб в институте, ведение кружка во Владимирском планетарии, наконец, работа в школе. Конечно, первые же деньги молодой учитель Кузнецов ухнул на телескоп. Чудак-человек.
Другой муромский чудак всю жизнь строил дом-обсерваторию. Выстроил поворотный купол. Раздобыл и отремонтировал списанные телескопы из Пулковской обсерватории. Всю жизнь отдавал долги.
Третий постучался в дом Кузнецова поздним вечером – чуть ли не пешком пришел из другого района, потому что прочитал о Прудищинской школе в журнале «Земля и Вселенная». Парень с восемью классами образования из глухой деревни, который не пропускает ни одной астрономической конференции. Всю ночь проговорили о звездах, а наутро эта беззаконная комета отправилась дальше.
Смешные люди астрономы. Знают, что все уже открыто, а все равно смотрят в небо через простенькие телескопы. Надеются на открытие?
– А что, всякое бывало, – улыбается Юрий Евгеньевич. – Вон японец, Сиякутаки. Под Новый год весь мир пьяный ходил, песни пел, а он в небо смотрел. И открыл комету, бессмертие получил.
– И вот же такие упертые эти астрономы, – изумляется Кузнецов. – Все развалили, предмет отменили, а все равно каждый год на чтениях народу уйма. И взрослых, и детей. Кипит жизнь.
Кипит жизнь, да только может так статься, что Прудищинская школа скоро участия в ней принимать не будет. Хоругвицы, Старые Котлицы, Солончак, Прудищи – с пяти больших деревень собирают детей. И все равно с каждым годом фамилий в классных журналах все меньше.
Перед Прудищинской школой – футбольное поле, вокруг белого здания – большой красивый сквер. Лишь небольшой пяточок вокруг школы аккуратно расчищен от палой листвы. И с каждым годом он уменьшается в размерах.
– Когда прощаемся, нас на чтениях провожают – «Ну, до следующего года», – размышляет Юрий Евгеньевич. – А я отвечаю: «А следующего года может и не быть. Дети кончатся».
Был у муромского управления образования проект, как спасти хорошее начинание сельского астронома Кузнецова. Хотели выстроить в Прудищах каменную башню в два или три этажа, поставить внутрь дорогой, с компьютерным сопровождением, телескоп. И возить детей из Мурома на экскурсии.
Часть этого проекта даже была выполнена. Телескоп Кузнецову привезли – тот самый, дорогой. Муромские ребята ездили заниматься.
– Это сказка была для деревни, – вздыхает Кузнецов. – Память на десять тысяч объектов, наведение со спутника.
А потом сказка плавно перетекла в традиционный для нашей местности театр абсурда. Поглядели прудищинские дети три раза в этот телескоп, потом заволокло небо тучами. И телескоп уехал обратно в Муром. Во Владимирской области, как и во всей стране, случилась административная реформа. Район и город принялись заново делить имущество. Теперь в одной муромской школе в кабинете физики стоит игрушка за сто тысяч рублей. А Юрий Евгеньевич проводит наблюдения на стареньком «Мицаре», купленном в 81-м году на первые учительские.
А пользы – ни селу, ни городу. Недодумали что-то в реформе – надо было вместе с телескопом и Кузнецова в собственность гороно забирать.
Впрочем, прудищинский звездочет не отчаивается. Улыбается, листая толстый фотоальбом – отчет за двадцать лет жизни. На картонной обложке выведено: «Журнал АНОУ “Пульсар”». Взгляд падает на титул страницы: «2003 год – год Жени…»
Почему, для чего такое, не обидно ли остальным?
– Потому что в 2003-м у Женьки были самые большие успехи, – поясняет Кузнецов. – И ребята сами это понимают.
Педагогика его незаметная, хитроватая, крестьянская. Ребят своих он не учит, а подталкивает. Шаг, другой, а дальше сами. Не сразу, конечно, он к этому пришел. Первые годы активно пропагандировал астрономию, выискивал одаренных детей. А потом вдруг понял: одаренность, она разная бывает. Кому-то физика не дается, зато рифмы получаются. И тогда учитель Кузнецов отказался от астрономии как цели и стал использовать ее как средство.
– Астрономия – это универсальный ключ ко всем наукам, – прищурившись, владимирской скороговоркой рассказывает Кузнецов. – Всего касается, ко всему причастна. Вот люди стараются, суетятся, а попадет астероид в Землю – все, конец всему настал. Как-то забываем мы, где находимся, куда летим.
И странное дело, несуетная эта наука будто дает человеку еще одно, внутреннее, измерение, делает самоценным любое занятие – стихи, книги, живопись. Может, наблюдение за небом дает опору на земле?
В квантовой физике – физике микромира – невозможно провести эксперимент, не повлияв на его ход. Считается установленным, что сам факт наблюдения изменяет условия эксперимента и делает наблюдателя его частью. А в физике макрокосмоса меняется сам экспериментатор.
И порой для этого достаточно увидеть, как при свете тусклой красной лампочки чернеет в проявителе белая фотобумага и на ней проступает выщербленное мраморное яблоко Луны. Которое ты сфотографировал сам.

Фото автора


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru