Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

УЧИТЕЛЬ С КОМПЬЮТЕРОМ
 

Школа приобретает все более офисно-презентабельный вид: мощные системные блоки, медиапроекторы, интерактивные доски, документ-камеры, аудиосистемы. Видеотерминал: web-камера, смонтированная в единый узел с аппаратным видеокодеком для дистанционного обучения, проведения совместных уроков в режиме видеоконференций. Под стать технике и мебель, и дизайн кабинетов. Несомненно, все это улучшает имидж образовательного учреждения. А вот на качестве учебного процесса и администрирования сказывается не всегда. Не потому, что интерактивные доски быстро перегорают, а нелицензионные диски не открываются, а потому, что школа, оставленная наедине с высокими технологиями, осваивает их с трудом без ощутимой поддержки государства.

Людмила КОЖУРИНА

Упр@вление школой

Как не запутаться в компьютерных сетях

Есть у нас такая уверенность: наличие техники все изменит в школе. Мультимедиа-технологии дадут наглядность обучения, системы интерактивного тестирования облегчат контроль знаний, виртуальные лаборатории – отработку умений и навыков. А цифровые образовательные ресурсы покончат с длительной подготовкой учителя к уроку. И администрация не будет больше тратить время на сбор информации, расчеты и оформление отчетности. Тогда все освободятся от рутинной работы и займутся содержательной творческой деятельностью. Стоит только завести в школе единые программные комплексы управления деятельностью образовательного учреждения. Но не тут-то было…

Программы для себя, для них, для красоты
Ввод, сохранение и работа с информацией – это база данных, программа. Школе важно не только то, какие данные собирать, но и то, как следует кодировать информацию. Пока компьютерного стандарта на документацию нет, предлагаются базы данных разного типа. Разумеется, все предложения – «лучшие»!
«Давно хотели приобрести что-то целостное, – рассказывает сетевой администратор частной московской школы. – Завуч побывал на семинаре «Net-Школы» и пришел с решением, что продукт надо приобрести. Но директор попала на презентацию продукции компании «Школьный офис» и во что бы то ни стало решила ею обзавестись. После долгих дискуссий поставили то и это. Секретарь спрашивает: «Можем ли мы перенести базу данных по ученикам из «Всеобуча» в «Net-Школу?». Можем. Но только вручную. Потому что программа «Всеобуч» экспорт-импорт информации не осуществляет. Секретарь разочарована: вновь набирать данные она не собирается, да и зачем, если в управлении образования отчеты принимают только в программе «Всеобуч». Так и живем: для администрации все та же старая неконвертируемая программа «Директор», для отчетов – «Всеобуч». Не потому, что они лучшие, а потому, что раньше, быстрее и шире других захватили рынок и теперь стоят на пути прогресса. А «Школьный офис» и «Net-Школа» у нас для красоты отчетов. Я считаю, должна быть создана одна программа под названием «Школьный сервер», стандартная, государственная. Рассчитанная на выполнение любых электронных действий, возможных в школе».


Изменились призывы, но не суть
Школу заставляют «формировать информационное пространство», хотя в большинстве своем ни учителя, ни работники управлений образования среднего звена к этому психологически не готовы.
«Программы у нас такие, какие поступили из окружного методического центра, – рассказывает учитель информатики обычной московской школы. – Это очень грустные разработки. Для директора одна, для секретаря другая, для бухгалтера третья – все автономно. Устанавливать их приходится вручную: каждый файл надо копировать отдельно, потому что авторы не потрудились поместить их в папку. И еще чудеса: пустой файл может весить 80 мегабайт! Но никуда не денешься: ставим, что дают. Конечно, единая программа автоматизации школы – мечта. Ведь если зависает частная программа, я мучаюсь с ней часами, разбираясь в чужих кодах. А проблему лицензионной программы решить гораздо проще: всего лишь связаться со службой поддержки. Маленькие программы стоят на отдельном компьютере. А если он сгорит? А если вирус? Всё пропало. Универсальные программы лучше защищают информацию: они устанавливаются на сервере локальной сети. Но вот беда: смысл создания сети есть тогда, когда в школе не просто много компьютеров – большинство учителей работают на них. В нашей школе, например, только пять человек, включая директора, используют в работе ИКТ. Хотелось бы освоить хорошую программу автоматизации работы школы, но ничего подобного нам пока не предлагают. Вот мы и занимаемся самодеятельностью: нашли бесплатные образовательные проекты на «Зебре-телеком», там получили бесплатный хостинг для сайта; электронными образовательными ресурсами обзаводимся у «UKOZа» – в общем, с миру по нитке».

Сегодня новая программная продукция внедряется в школы, в основном по гранту. Но специалисты говорят, что она не слишком хорошего качества. Наверное, в такой ситуации следует начинать осваивать любую разработку, не ожидая появления идеального продукта. Иначе система информатизации образования никогда не отладится.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru