Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
 

Татьяна ПАНКОВА, школьный психолог

Меня дома бьют...

Наверное, каждый учитель хотя бы раз в своей практике сталкивался с такой вот ситуацией. Ребенок приходит в школу с синяками и ссадинами. И когда учитель интересуется, что произошло, то ребенок признается, что его побил кто-то из родителей. Что делать учителю?
Вызвать родителей в школу для серьезного разговора? «А имею ли я право вторгаться в семейные дела? А что, если я только усугублю ситуацию своим вмешательством? И ребенку влетит еще больше? Теперь уже за разглашение семейной тайны?» – теряется в сомнениях учитель.
Идея о перевоспитании агрессивного родителя при помощи душеспасительной беседы – утопическая. Учителю не удастся справиться с этим в одиночку: слишком уж щепетильная и конфликтная ситуация. Да и разбушевавшийся родитель, узнав, что его разборки с ребенком не находят понимания, вряд ли согласится мирно разговаривать об этом с учителем, даже если тот его вызовет. Скорее в школу придет второй родитель и будет оправдывать супруга, объяснять, жаловаться, пытаться добиться сочувствия.
В этом случае учителю нужно обратиться за помощью к другим школьным работникам – к психологу и социальному педагогу. Не помешает и помощь специалиста по защите прав ребенка, который должен быть в каждой школе (есть специальная ставка).
Психолог сможет выяснить причины, которые привели к насилию, предложить психологические способы работы с семьей и ребенком.
Социальный педагог возьмет на себя правовую сторону вопроса. И вместе со специалистом по защите прав ребенка обеспечит, если понадобится, взаимодействие с представителями власти.
Конечно, закон на стороне ребенка, который не может сам за себя постоять. Он защищает его права на безопасность. Однако трудностей на этом пути немало. Начиная с того, что в школе должности социального педагога и специалиста по правам ребенка зачастую заняты людьми, которые эти функции не выполняют.
Да и администрация школы может проявить пассивность. Причины разные. Например, 11-летний мальчик пришел в школу с кровоподтеками на руках. Признался, что отец побил его ремнем с пряжкой. Но мальчик  – сын депутата Государственной думы...
А сколько еще родителей, покорно посещающих психолога, но ничего не собирающихся менять в отношениях с детьми?! Так что лучше, если выправлять опасную ситуацию будет пытаться команда.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Захаров А. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Москва, издательство «Просвещение», 1998.

Можгинский Ю. Агрессия подростков. Санкт-Петербург, издательство «Лань», 1999.

Раттер М. Помощь трудным детям. Москва, издательство «Педагогика», 1987.

Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. Москва, издательство «Рипол Классик», 2003.

Шепель В. Социально-психологические проблемы воспитания. Москва, издательство «Московский рабочий», 1988.

Садовская Г. Защити себя конвенцией! Москва, 2001


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru