Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

Елена КУЦЕНКО

У книжной полки

В.И.Несевря
Книга скаута
Московский психолого-социальный институт, 2003.

Что обычный учитель знает об организации скаутов? Очень немного об истории, почти ничего о принципах и законах и понаслышке о том, что пионерская организация была поначалу почти дословно «списана» со скаутинга. Из книги мы узнаем, что действительно внешние атрибуты – структура, галстук-косынка и даже «Будь готов!» – «Всегда готов!» пришли к нам от скаутов. А вот по сути работы с детьми эти организации разошлись далеко. Скауты – не политическая организация. Их главный принцип – обучение жизни через игру, лучше всего на природе.
Звучит привлекательно. А что значит обучение жизни? Это значит, что скаут стремится к тому, чтобы быть честным, надежным, дружелюбным, доброжелательным, вежливым, жизнерадостным, мужественным.
Каждый скаут «сам решает, что он будет изучать, и делает это по-своему, удобными для него темпами». В отличие от других организаций «в скаутинге человек соревнуется сам с собой». Достижения отмечаются знаками-нашивками. Они указывают, какими умениями овладел подросток, какие специальности освоил и на каком уровне, в каких меро­приятиях участвовал. И все это направлено на физическое, интеллектуальное, духовное развитие. На какой странице ни откроешь книгу наугад – взгляд выхватывает что-нибудь захватывающее и привлекательное для ребенка: как вести себя после кораблекрушения; чем питаться в лесу, в степи, в горах; трудно ли выжить, оказавшись одному зимой в лесу.
Одним словом, и устройство жизни, и содержание программ, и система взаимоотношений – все это привлекательно для детей и подростков. Перелистывая книгу, очень быстро понимаешь, что это описание работающей и не занудной системы воспитания. Она существует около ста лет и аккумулировала огромный опыт взрослых, работавших с ребятами неформально и увлеченно. Практические рекомендации (от устройства успешного и безопасного лагеря до первых шагов по организации скаутского отряда), описание игр, лагерных программ, соревнований; отрывки из воспоминаний основателей движения – все это читается на одном дыхании. Тем более что сегодня учителя пребывают в полной растерянности: что и как воспитывать?

М.В.Осорина
Секретный мир детей в пространстве мира взрослых
СПб.: «Речь», 2004.

Зачем дети строят «штаб»? Чем привлекает детей свалка? Что делает городской ребенок на прогулке? Чему можно научиться на ледяной горке? Мало кто из взрослых задается этими вопросами. И напрасно. В поисках ответов мы осознаем закономерности взросления ребенка, заново открываем и объясняем свои давно забытые страхи и проблемы.
И эти проблемы далеко не пустячны. Например, страх у детей вызывает темнота, вход в подвал, деревенский туалет, кладбище. Это оттого, что ребенок воспринимает эти места как пограничные: здесь кончается обжитой, понятный мир.
Вообще в поведении детей многое связано с освоением пространства: сначала своего тела, потом дома, двора, школы. Ребенок обживает окружающий мир и находит свое место в нем. Это происходит ежеминутно, в том числе и в повторяющихся бытовых ситуациях. Что происходит, когда семья собирается за столом? Почему мальчики обычно осваивают территорию большую, чем девочки? Какую схему поведения ребенок проживает в игре в прятки? Ответы вы найдете в книге.
Иногда детское поведение раздражает взрослых. Например, ребенка как магнитом тянет к помойке. Иногда это свидетельствует об эмоциональных проблемах. Ведь свалка – это «изнанка взрослого мира», там нет привычных запретов, у вещей нет хозяев, их можно безнаказанно ломать, топтать, пинать. И тем самым сбрасывать опасное напряжение. Автор приводит еще несколько неожиданных притягательных для ребенка характеристик помойки. И даже описывает, как воспитатели однажды сначала невольно, а потом сознательно создавали имитацию свалки и какой педагогический эффект это произвело.
В других главах можно узнать о том, как дети удовлетворяют базовую потребность в устойчивости мира и стремление к чуду, жажду обладания и желание фантазировать.
Все это, конечно, полезно знать педагогу. Но главы «проглатываются» одна за другой прежде всего потому, что читать интересно. Не оторвешься, пока не дойдешь до конца последней – «Каким должно быть место детского отдыха и игр».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru