Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №19/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

РАЗГОВОР В УЧИТЕЛЬСКОЙ
 

Мы получили письмо с размышлениями учителя о манипулировании в педагогике. Это очень сложная и тонкая тема: никто из нас не хочет оказаться жертвой манипуляции, и в то же время любой педагог прибегает к ней в работе с детьми. Одни не видят в ней ничего особенного, другие страстно убеждают коллег в том, что это недопустимый для учителя прием. Правильного ответа здесь, как это часто бывает в педагогических спорах, нет. Зато бесконечны размышления и споры учителей на эту тему: вправе ли мы манипулировать сознанием детей, можем ли обойтись без манипуляции, бывает ли манипуляция во благо?..
Возможно, вы решите предложить своим коллегам эту тему
для дискуссии, педсовета или обсуждения в проблемной группе. А для начала мы попросили ученых и педагогов-практиков высказать свое мнение о манипуляции в школе. Надеемся, что вам и вашим коллегам захочется согласиться или поспорить с участниками этого заочного «круглого стола».

Манипуляция в педагогике – это...

...непременная часть школьного общения

Класс далеко не однороден по составу, перед учителем сидят дети с очень разными способностями и характерами. Но работать необходимо со всеми, поэтому начинается тонкая психологическая игра, в которой часто приходится использовать различные средства манипуляции.
Конечно, самый распространенный способ – это оценочный: «Кто ответит на этот вопрос, получит пятерку!» или: «Кто не выполнит это задание – тому поставлю два балла!» Сама оценочная система предполагает подобную манипуляцию. Учитель может выбирать варианты внутри системы, используя очки, баллы, отметки, картинки, наклейки, рейтинговую систему, но только не выйти из нее.
Еще один прием манипуляции, без которого сложно вообразить себе не только урок, но и любое общение, – это обращение к ученику. Как только учитель это не делает! В одном и том же слове, например в имени ученика, может заключаться и приказ, и просьба, и замечание, и ирония, и вопрос, и удивление, и гнев, и восхищение. Учитель поневоле, обращаясь к ученику, производит манипуляционные действия над ним, либо побуждая его к работе, либо поощряя, либо делая замечания.
Обращение – это не только имя ребенка, это еще и задание, которое дает учитель. Урок строится из целого комплекса упражнений, задач, этапов, которые учителю необходимо представить, донести до адресата и включить в работу. И как тут обойтись без глаголов повелительного наклонения, которые сами по себе предполагают манипуляцию: «Откройте тетради!», «Прочитайте условие задачи!», «Выпишите определения!», «Сдайте работы!» Учитель, используя эти и многие другие обыденные для любого урока фразы, становится манипулятором помимо собственной воли.
Правда, не стоит думать, что манипулирование – односторонний процесс. Дети, и это очень хорошо известно, сами являются умелыми манипуляторами. Они тоже обращаются к учителю, причем не реже, чем он к ним. Они тоже оценивают и уроки, и педагогов, только оценки выстраивают не в клеточки классного журнала, а демонстрируют их нам, учителям, в виде отношения к учебе, школе и особенно к учителю.
Так что учителю не стоит забывать, что у каждой ниточки, соединяющей педагога с учеником, два конца. И дети не менее успешно, чем учитель, дергают за эти ниточки. То есть и учитель, и ученик в равной степени манипулируют друг другом.
Мне кажется, не стоит думать, что манипулирование – это что-то негативное. Это непременная часть любого общения.

Андрей ГУСЕВ, учитель гимназии № 1565
Москва

... вредное дело, если преследует интересы взрослого

Манипуляция противоречит всем гуманистическим педагогикам сразу. Но что же мы делаем, когда увлекаем, удивляем ребят интересной идеей, занимательным примером, неожиданным словом ради того, чтобы они занялись учебной работой, которая в данный момент для них незначима, неактуальна и не входит в ближайшие планы?
Вы скажете: то, что делает учитель, заинтересовывая, увлекая школьника в учебный мир, благородно, соответствует высшим смыслам развития личности, и это совсем не манипуляция. Рассудит нас определение.
Манипуляцией принято называть, пишет в книге «Методы психологического воздействия» хороший психолог Татьяна Кабаченко, скрытое воздействие, преследующее односторонние интересы. Всё сходится: за занимательностью, увлекательностью материала прячется скрытая от школьника цель учителя – включить его в учебную работу, и выигрыш от этого действия только на стороне учителя: ученик начинает работать, не имея такой цели, ему просто временно, ситуативно интересно.
Так что же, есть хорошие и плохие манипуляции, вредные и полезные?
Манипуляции благородны, если их не прямой, а отдалённый результат принимается школьником как ценный, нужный для него (только как узнать, предсказать это отдалённое следствие)? Манипуляции – вредное дело, если такое следствие не обнаружится (но сколько времени ждать этого обнаружения?)?
А может быть, слово «манипуляции» неудачно, не годится для анализа педагогического результата? Может, стоит заменить его чем-то конкретным и более «техничным», например, эффективностью педагогического воздействия? А вопрос о его воздействии, моральности–неморальности, гуманистичности–негуманистичности рассматривать отдельно. Может быть, важнее учиться учителю быть эффективным, чем гадать, что он сотворяет – недобрую манипуляцию или… Кстати, а что это за «или», какое слово служит антонимом нехорошему слову «манипуляция»?

Сергей ПОЛЯКОВ,
доктор педагогических наук
Ульяновск

... благо, когда цель гуманистическая

Постановка вопроса о педагогическом манипулировании, очевидно, связана с негативным восприятием самого термина «манипуляция».
Однако у этого слова есть и другие значения: действие при выполнении какой-то сложной работы, система способов идеологического и духовного воздействия... В данном случае все зависит от цели, которая преследуется педагогом, и от конкретной педагогической ситуации. Если эта цель безусловно гуманистична по отношению к ребенку, то такой элемент педагогической техники, как манипуляция, безусловно, имеет право на существование. Трудность заключается в установлении той тонкой грани, которая разделяет первое и второе значения этого слова. Однако, на мой взгляд, эта граница устанавливается просто: чьи интересы преследует педагог, производя манипуляцию, свои или своего ученика – и все становится на свои места.

Дмитрий ЛЕВИТЕС,
доктор педагогических наук
Мурманск

... то, что не имеет отношения к настоящей педагогике

Манипуляция не имеет никакого отношения к настоящей педагогике. Потому что педагог не манипулирует ребенком ради достижения каких-то своих целей, а хочет оснастить его ради реализации собственных целей ученика. Он не должен добиваться того, чтобы ребенок стал его копией, пусть и улучшенной, или стал подобием идеальной модели выпускника. Он хочет, чтобы ребенок стал самим собой, осознал свои цели, реализовал свои ресурсы.
Тут могут понадобиться особенные условия. Вот условиями-то педагог как раз может управлять, организовывать соответствующие ситуации ради каких-то целей.
Синоним слова «манипуляция» – «управление». Мы не манипулируем людьми, а управляем процессами, в которых с людьми что-то происходит. Что? Не то, чего я хочу добиться, а то, что должно, может происходить с данным человеком. Это сложнее, но дальше от манипулятивных технологий.

Александр ТУБЕЛЬСКИЙ,
кандидат педагогических наук

... прием, с помощью которого можно учить.
Но нельзя воспитывать

Почему меня так коробит фраза: «Он манипулирует детьми»? Почему смущают статьи о приемлемости и даже пользе манипуляции в педагогике, о том, что это гораздо лучше, чем авторитарный стиль? Ведь если быть честным с собой, признаешь, что ни в одной семье, ни в одном классе взрослые не обходятся без манипуляции. Я, учитель, считаю возможным в некоторых случаях использовать этот прием, но досадливо морщусь, произнося слово, его обозначающее.
Видимо, дело в том, что прием этот допустим, но не безопасен. Манипулируя, мы каждый раз приучаем детей к тому, что используем их втемную. Даем понять, что подчиняться чужой воле – нормально, это даже удобнее, спокойнее, чем принимать собственное решение.
Манипулирование можно использовать только в крайних случаях, чтобы срочно пресечь развитие критической ситуации. Бывает, что нужно привести в чувство обезумевший класс или прекратить сцену травли одного ребенка. Но, используя обман и «ловкость рук», вместо того чтобы проанализировать положение вещей и обратиться к разуму учеников, мы каждый раз должны отдавать себе в этом отчет. Ибо каждое подчинение манипулятору что-то меняет в мировоззрении ребенка. Нельзя поманипулировать раз-другой, год-другой, а потом начать отношения с нуля – откровенные, доверительные, равноправные.
Заинтересовать или даже заинтриговать класс перед изучением новой темы, увлечь идеей, сделать участие в предстоящем празднике желанным и престижным – эти маленькие учительские хитрости тоже лежат поблизости от манипуляции. Но никогда не перейдут черту, если мы сопровождаем увлекательную форму объяснением: зачем организован праздник, какое место занимает эта тема в общей картине учебного предмета. Детское сознание страдает в школе от фрагментарности. Когда мы знакомим ребенка с перспективой его собственного образования, делимся с ним своими взрослыми смыслами, он перестает быть пешкой (пусть даже довольной и хорошо знающей предмет) во взрослых играх.
Администрация велела всем классам выйти на уборку школьного двора. Классный руководитель может устроить из повинности незабываемое событие – никто не станет отлынивать, да еще все долго будут вспоминать, как быстро, весело и дружно поработали. А можно еще и (в течение одной минуты!) объяснить, что завтра приедут с проверкой, и если территория будет грязной, школе придется платить штраф, значит, не будет денег на запланированную в каникулы поездку. И это совсем не отменяет предыдущий вариант!
Обучению манипуляция не помеха. Манипулятор с наилучшими намерениями может одиннадцать лет ловко «кормить с ложки» знаниями (или все-таки сведениями?) – одна порция за другой, – постепенно загружая голову ученика, как компьютер. Причем обучение такое будет довольно комфортным для обеих сторон.
А вот воспитывать, манипулируя, нельзя. Если, конечно, для нас действительно ценно все то, что громко декларируется в школе: субъектность ученика, гражданская позиция, сотрудничество.

Елена КУЦЕНКО,
учитель

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru