Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ПОСТУПКА 

В нашем мире, полном стрессов, ребенку приходится нелегко.
Особенно в школе. Здесь задачки, с которыми он сталкивается, не только интеллектуальные, но и психологические. Как преодолеть тревогу, выходя к доске, как высидеть целый урок, как общаться с одноклассниками и относиться к учителям?
Татьяна ПАНКОВА, школьный психолог
Олег КАЛИНА, психолог-консультант

Приспособиться к обстоятельствам и не потерять себя

У каждого ребенка свой набор психологических защитных механизмов. Именно они определяют его поведение в трудных ситуациях

Одним из ключей к пониманию проблем школьника, которому не даются задачи адаптации, является знание принципов, по которым функционирует его психика.
Психика каждого ребенка снабжена специальными “автоматическими механизмами”, позволяющими ей работать без сбоев, преодолевая маленькие и большие каждодневные стрессы. Это так называемые психологические защитные механизмы. Когда что-либо нарушает душевное равновесие ребенка, психика должна что-то предпринять, чтобы восстановить свой баланс. Зачастую ребенок сам не понимает, почему он ведет себя так или иначе, и педагогические воздействия учителя не доходят до адресата.
Для каждого ребенка свойственен свой набор защитных механизмов, действующих неосознанно. Чем разнообразнее этот набор, тем более адекватно он может справиться с различными сложными и неприятными ситуациями в школе: плохая отметка, проблемы в отношениях с учителем, конфликты с одноклассниками. Что же это за механизмы?

Необдуманное поведение

Бывает, что ребенок на любое напряжение извне или изнутри реагирует необдуманным поведением. Например: соседка по парте отказывается дать списать – и ученик бьет ее. Такой способ снятия напряжения вызывает наибольшее раздражение у взрослых. Такому ребенку затруднительно удерживать свои чувства внутри, а по большей части и осознавать их.
Причиной плохого поведения ребенка в школе оказывается и такая ситуация: на него негативно воздействует другой человек, которому он не может противостоять. Тогда ученик смещает свои чувства на кого-то или что-то более безопасное.
Дети, бессознательно использующие этот механизм защиты, могут пребывать в постоянном недовольстве окружающими, не осознавая своих негативных чувств к настоящему “обидчику”.

Хороший, плохой, злой

Может так случиться, что для ребенка будет невыносимо удерживать в голове тот факт, что человек, от которого он зависит, обладает одновременно и положительными и отрицательными чертами. Тогда ребенок делит мир пополам, считает одного человека абсолютно хорошим, а другого – абсолютно плохим.
Важно помнить, что это автоматический процесс в его психике. Например, ученик считает, что Мария Ивановна по математике – просто ангел, а Мария Петровна по литературе – само зло. В результате ему никак не удается наладить отношения с Марией Петровной.

Погружение в фантазии

Когда ребенку трудно выносить неизбежные разочарования в реальном мире, он, не отдавая себе в этом отчета, погружается в мир фантазий, где все по-другому. Например, ученик плохо учится и не прилагает усилий к учебе, потому что не верит в успех, а в своих фантазиях – он Великий Ученый, пользующийся уважением вымышленных персонажей. Такие дети могут строить очень сложные и развернутые фантазии, они сами почти верят в них.
Или для ребенка может стать характерным одиночество. Не в силах бороться со слишком неприятным внешним миром, он замыкается в себе, отгораживается от людей. Такие дети не попросят вас о помощи, если им плохо. На любые воздействия они будут реагировать одинаково – бессознательно пытаться спрятаться внутрь себя, как улитка заползает в свою раковину.

Болезнь вместо двойки

Если ребенок не справляется с психологическими трудностями на уровне своей психики, эту работу за него может взять на себя его тело. Реагировать оно будет различными симптомами и даже болезнями.
Если младшекласснику трудно расставаться с мамой или его пугают отношения с другими детьми, он может начать часто болеть, его иммунитет ослабнет. Такое особенно часто происходит в случае, если чувства ребенка очень тяжелы и у него нет возможности выразить свои опасения и тревоги словами. Тогда эти чувства начинают выражаться с помощью тела. Болезни оказываются своеобразным языком, которым ребенок обращается к взрослым и говорит, как ему плохо, каким незащищенным он себя чувствует.

Все ли можно объяснить?

Для того чтобы справиться с трудностями, ребенок может использовать возможности своего мышления, интеллекта. Например: ученик получил “двойку” за забытую тетрадь. Его бессознательный механизм защиты сработает так, что он будет объяснять самому себе и всем окружающим, как это могло произойти, и что это случается со всеми, и почему он такой забывчивый, и таким образом он снимет возникшее у него напряжение и позволит оттеснить переживания на второй план. Или, к примеру, девочка была уверена, что будет отличницей по итогам года, но получает четверку по какому-то предмету. Разочарование и обида были бы слишком невыносимыми, и чтобы избежать их, девочка говорит сама себе: “Ничего, не очень-то и хотелось…”.

Помощь одноклассникам

Ребенок, сталкиваясь с трудностями, может делать для других и что-то хорошее. Радуясь за них, он преодолевает свое замешательство.
Например: ученице не дается математика, что вызывает смутное чувство приниженности, но вот по русскому языку все в порядке, и поэтому она всегда готова помочь тем ученикам, которые не в ладах с русским. И таким образом преодолевает собственное чувство неуспешности. Но если ее спросить, почему она так хочет помогать своим друзьям, она найдет вполне разумные, рациональные объяснения. Однако возможная истинная причина, о которой говорилось выше, будет ей самой неведома.

Лучше все забыть!

Есть еще один способ справляться с неудачами. И ребенок как бы забывает то неприятное, что произошло. Старается об этом не думать, хотя произошедшее не полностью стирается из его памяти.
Например: у ученицы дома поссорились родители, но в школе она как бы не помнит об этом, подавляет свои мысли. Однако вместе с чем-то неприятным может забыться и что-то очень важное, например стихотворение, которое она вроде бы хорошо выучила дома, а в классе ну никак не удается вспомнить. Потому что, если пытаться припомнить стихотворение, вновь нахлынут и неприятные, тяжелые мысли о том, о чем не хочется думать.

Засесть за уроки

Способен ли ребенок направить свою энергию в социально приемлемое русло? Да. Он может много и с удовольствием учиться, заниматься в различных кружках и секциях. Порой взрослые даже удивляются: откуда столько усердия?
Чувствуя себя “при деле”, ребенок преодолевает возникающие напряжения в психике. А поверив, что успешен и одобряем, легче справляется с трудностями.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru