Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Елена КУЦЕНКО

Психологический климат класса

Как его определить

Я в этом году сама взяла 5 класс и хотела от учителя получить характеристику класса. Но учитель сказала: «Подождите, вы сначала поработаете, а потом мы поговорим».
Я считаю, что это мудрое решение. Если учитель сразу выскажет свое мнение о ребятах классному руководителю, он может наложить собственные стереотипы восприятия. Возможно, ребенок уже изжил некоторые проблемы или учитель не заметил, упустил что-то заложенное в нем…

Надежда ЗАЦЕПИНА,
гимназия № 3
г. Владимир

Очень важно научить педагога наблюдать за ребенком. В вальдорфской педагогике, например, есть такое упражнение. В конце дня учителю предлагается вспомнить всех детей класса, одного за другим: глаза, цвет волос, улыбку. Это очень полезная вещь, в частности для педагога, который стал классным руководителем. С помощью подобных упражнений учитель меняет свое отношение к детям.

Ольга АРИНИНА,
преподаватель Владимирского
педагогического университета

Сплочение класса в единый коллектив – предмет серьезной педагогической работы. Многое определяется целями, которые ставят педагоги. Классным руководителям я бы дал несколько рекомендаций.
Хорошо бы записывать наблюдения и мысли про конкретного ребенка. Эти записи послужат и вам, и тому, кто возьмет класс. К тому же это замечательный материал для разговора с родителями.
Не подменять реальные результаты личными симпатиями или антипатиями. Когда учителя говорят: «С этим классом я бы в поход не пошла» – они, как правило, говорят про конкретных детей. А в результате поведение отдельных ребят проецируется на весь класс.
Типичная ошибка: скороспелые выводы, скажем, в отношении лидеров класса. Следует помнить, что лидерство не всегда очевидно.

Дмитрий ТЮТТЕРИН,
заместитель директора школы «Знак»

Для оценки некоторых составляющих психологического климата класса учитель может воспользоваться схемой, представленной на сайте Омского государственного университета. В левой стороне листа описаны качества, характеризующие благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до –3).
Для заполнения схемы нужно прочесть высказывания, расположенные слева и справа в одной строке. После этого поставить в средней части листа нужную оценку:
+ 3 – свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;
+ 2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
+ 1 – свойство проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни то, что указано справа, не проявляются достаточно отчетливо или то и другое проявляются в одинаковой степени;
– 1 – достаточно часто проявляется свойство, указанное справа;
– 2 – отрицательное свойство проявляется в большинстве случаев;
– 3 – неблагоприятное свойство проявляется всегда.

Чтобы представить общую картину, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности. Проводя исследование периодически, вы сможете наблюдать динамику изменения психологического климата в классе.

По материалам интернет-сайтов


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru