Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Зависимость со знаком плюс

возникает, когда ученики объединены общей учебной целью

Группа сотрудничества возникает в ситуации, которая требует совместной работы, когда результат находится в прямой зависимости от согласованного взаимодействия нескольких человек. В этом случае образуются особые отношения, которые психологи называют позитивной взаимозависимостью.
У педагога есть много способов сделать работу участников группы взаимозависимой. Например, поставить перед ними общую цель: подготовить отчет о наблюдениях, написать рассказ или изготовить прибор. В этом случае возникает сотрудничество по результату – одна из наиболее распространенных форм группового взаимодействия. Каждый член группы знает, что он сможет достичь цели лишь тогда, когда свою часть задания выполнят все члены группы, а оценка работы всей группы будет определяться как сумма отметок, полученных каждым из ее членов. Чем более значима цель, стоящая перед членами группы, тем больше усилий они готовы затратить для ее достижения, тем выше их ответственность за успех своих товарищей, тем с большей готовностью они приходят на помощь друг другу. Улучшается взаимопонимание. Позитивная зависимость по результату представляет собой главную движущую силу для совместных усилий членов группы.
Если реализуется взаимозависимость по успеху, то оценка работы группы учитывает вклад каждого ее участника. Взаимозависимость по успеху возникает, когда в случае успеха группы все ученики получают единую награду. Это может быть успешное выступление на конкурсе проектов или подготовка приборов для выставки. Ситуации, в которых каждый член группы чувствует, что его усилия замечены и оценены, а сам он признан товарищами, создают благоприятные условия для развития сотрудничества.
При взаимозависимости по задаче учитель должен сформулировать учебное задание так, чтобы его нельзя было сделать друг без друга. Распределение работы между членами группы дает больший эффект, если каждый решает одну из важных подзадач. Так, шестиклассники, измерявшие температуру и влажность воздуха в разное время суток, смогут сопоставить и проанализировать изменения этих величин только тогда, когда каждый из них выполнит свою часть работы.
Взаимозависимость по ресурсу возникает каждый раз, когда члены группы вынуждены делиться своими ресурсами для достижения общей цели. Учитель может спровоцировать такую взаимозависимость, например, разделив материал для выполнения задания. Так, при подготовке презентации для будущей конференции один ученик должен собрать данные о показаниях приборов, второй – представить их с помощью компьютера в виде диаграммы, третий – подготовить фотографии установки, четвертый – составить тезисный план общего выступления.
При ролевой взаимозависимости в группе распределены взаимодополняющие и необходимые для выполнения работы роли. Этот прием позволяет разделить ответственность между членами группы, закрепляя за каждым из них специфические обязанности – роли. Это могут быть чисто академические роли, связанные с характером академического задания. Например: один из членов группы отвечает за ведение записей (секретарь), второй – за подготовку фотоматериалов, третий – за оформление (художник).
Важно учитывать, что в реальной ситуации работы группой различные виды взаимозависимости, как правило, сочетаются друг с другом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru