Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Елена АФРИНА,
кандидат физико-математических наук,
заведующая кафедрой физики и информатики гимназии №1567
г. Москва

Навыки сотрудничества

Казалось бы, все просто – они рождаются в совместной деятельности.
Но что нужно, чтобы она стала возможной?

Педагогическая эффективность учебного сотрудничества доказана множеством исследований. И хотя сегодня уже очевидно, что умение работать в команде необходимо практически в любой сфере деятельности, тем не менее для школы вопрос остается открытым: как научить детей продуктивно сотрудничать друг с другом?

Вставки для учебника

В нашей гимназии обучение навыкам сотрудничества начинается в пятом классе с самых первых уроков, потому что умение слушать друг друга, поощрять и организовывать работу товарищей по группе не появляется само по себе. Мы говорим детям: «Вы были в начальной школе, а теперь перешли в основную. Давайте учиться быть взрослыми». И вводим определенные нормы, объясняем, как себя вести, как разговаривать, не перебивая друг друга.
Если педагог намерен учить ребят сотрудничать, это обучение надо вести все время. В занятия должны вкрапляться особые виды работы, направленные на выработку определенных навыков. Допустим, ребята рассказывают о проделанных дома опытах. Один говорит, а остальные слушают и оценивают: что интересного содержится в рассказе товарища. Может быть, он придумал оригинальную идею опыта, или изготовил необычную вещь – прибор, или сделал замечательную иллюстрацию.
Тех, кто умеет видеть сильные стороны в работе товарищей, надо обязательно отметить. Это очень важный навык.
Существуют также способы тренировки внимательности. Предположим, на уроке мы обсудили какой-то фрагмент учебного материала. Кто хочет повторить? Только не дословно, а своими словами, но сохраняя логику. В этом случае один и тот же материал проговаривается несколько раз.
Для плодотворного сотрудничества важно уметь устанавливать связи между отдельными частями знания. Как этому можно учить? Например, ребята прочитали какой-то учебный текст. А затем предлагается его дополнить, сделать собственные вставки в определенные места.
При этом развивается навык критического мышления: прежде чем сделать вставку, ребенок должен оценить текст учебника.
А вот еще одно эффективное упражнение. Берутся три разных учебника, в которых объясняется один и тот же процесс. Скажем, работа диода. И предлагается задание: сравнить эти объяснения и найти различия.

Чтобы «не засушить» смысл

Есть ребята, которым в силу разных причин, например замкнутости, стеснительности, сложно работать в коллективе. Как помочь такому ребенку? Можно, например, договориться с теми, кто умеет контактировать: «Ребята, помогите мне, пожалуйста. Позовите его в свою группу».
Но для этого учитель должен хорошо знать класс. А чтобы узнать класс, надо дать детям возможность проявить себя. Эта возможность появляется с расширением пространства выбора. Например, когда есть выбор порядка выполнения заданий, объема работы…
Существенный момент: не должно быть сухого теоретизирования. К сожалению, довольно часто школьников приучают отвечать «правильно»: такое-то явление у нас должно происходить так-то. То есть ребят учат подводить ответ под описание учебника. Но не надо рассказывать, как должно быть, надо – как было на самом деле.
Ведь даже небольшие изменения в начальных условиях могут привести к совершенно иному результату. Скажем, результаты опытов с замораживанием воды зависят от количества воды, концентрации соли в этой воде, температуры…
Поэтому мы с самых первых уроков договариваемся с детьми начинать ответ со слова «я»: «Я думаю, что…», «Я взял…». Так ребенок учится наблюдать за своими действиями, осмысливать их, привыкает рассказывать, что делал именно он, и начинает свободнее выражать себя.

О доверии

А самая главная предпосылка сотрудничества на уроке – между учителем и детьми должны быть доверительные отношения. Если доверия нет, групповая работа невозможна. Формально она может идти, а по факту ее не будет. Потому что, когда ребенок не доверяет учителю, он все время стремится, что называется, выйти из положения, вывернуться, отделаться, а не работать по-настоящему.
Доверие же складывается из множества очевидно значимых и, казалось бы, незначительных вещей. Начиная с того, что на первом же занятии учитель честно рассказывает детям о себе, в том числе о своих недостатках, которые я, к примеру, называю «вредностями характера». Ребята должны знать, чего ждать от учителя, что существуют недопустимые вещи. Скажем, учитель не может позволить себе снизить оценку в отместку за какую-нибудь выходку ребенка.
У нас сложная программа, и может возникнуть ситуация, что ребенок не успел как следует подготовиться. На этот случай я объясняю детям, как подготовиться к уроку на тройку за пять минут. Скажем, по этой теме надо выучить следующие пять предложений. А на пятерку надо выучить вот это.
Если ученик боится выступать (отвечать) публично, можно тихонько с ним побеседовать, пока остальные выполняют какое-либо задание. А если он скажет что-либо интересное, надо обязательно дать ему возможность поделиться этим со всеми.
Иногда вызываю отвечать по желанию и договоренности: я скажу, какую могу поставить тебе оценку, но если ты не захочешь, я ее не поставлю. Конечно, такое не может происходить на каждом уроке.
Я почти никогда не запрещаю пользоваться на контрольной тем, чем хочет ребенок. Но если вижу списанную контрольную, говорю обоим «авторам»: «За эти работы можно поставить, например, «четыре», но поскольку они совершенно одинаковые, я снимаю один балл. Однако если вы мне объясните, скажем, в ближайшие дни, чья эта работа, то тому, кто ее сделал, я поставлю «четыре», а тому, кто списал, «три». Это приучает ребят, помимо прочего, быть честным перед другими: если он списал – он же товарища подвел.
Доверительные отношения способствуют тому, что, работая в группах сотрудничества, ребята начинают иначе относиться не только друг к другу, но и к учителю. Не то чтобы они воспринимают учителя как коллегу, но отчасти и как коллегу, который мыслит вместе со всеми и порой даже не может додуматься до того, до чего додумался ученик.

Рост и преодоление

Обычно, чтобы овладеть техникой учебного сотрудничества, требуется несколько лет практической работы. Начинать лучше всего с воспроизведения уже готовых разработок на хорошо знакомом материале. При этом учителю желательно придерживаться следующих вещей: принципа равноправного участия всех школьников в коммуникации, принципа максимального непосредственного взаимодействия между учениками, принципа индивидуальной оценки результатов обучения. Индивидуальная оценка предполагает, что оценивается не только работа группы в целом, но и вклад каждого ученика. Заметим, что индивидуальная оценка необязательно должна выставляться в журнале. Признание товарищей по группе, их критические замечания, одобрение или подсказка учителя, как правило, имеют для ребенка большее значение, чем отметка в дневнике.
Для того чтобы учебная работа в группах сотрудничества была эффективной, учителю и детям надо анализировать свои действия, отмечать ошибки и продвижения, искать пути совершенствования. То есть должна проводиться систематическая рефлексия учебной работы, в ходе которой ученики обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать групповые отношения. Навыку рефлексии тоже необходимо учить. Например, периодически можно задавать ребенку такой вопрос: «А что бы ты мог сделать еще, чтобы получился лучший результат?». Но такие вещи следует обсуждать только с теми детьми, которые способны отстраненно посмотреть на свои действия.
А вот обсудить снятый на видеокамеру фрагмент групповой работы можно со всеми.
Очень важно двигаться постепенно. Поясню это на следующем примере. Каждую четверть у нас проходят школьные конференции. Бывает, ребенок сделал нечто интересное, но не решается рассказать об этом на первой конференции. Говорит: «Я боюсь». Что ж, нет – значит нет. Во второй четверти он заявляет: «Я буду выступать». Хорошо, мы подготовили презентацию, но перед самым выступлением снова: «Не могу, боюсь». Ну боишься – значит боишься. А когда подошла пора третьей конференции, этот мальчик подошел ко мне и молчит. Спрашиваю его: «Ты что?» «Наверное, я все-таки смогу выступить». В этот раз он действительно решился, а я ставлю его в группу, чтобы ему было не так страшно впервые выйти на сцену. А накануне четвертой конференции он уже уверенно подошел ко мне и говорит: «Вы меня не забудьте включить, я же работаю».
Медленное и постепенное продвижение обеспечивает успешность каждого последующего шага. И по мере того как ребята приобретают опыт работы в различных по составу группах, коммуникативные умения становятся более подвижными и все легче переносятся в новые ситуации.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru