Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

УЧИТЕЛЬ С КОМПЬЮТЕРОМ

Александр УВАРОВ,
научный консультант
Национального фонда подготовки кадров
Людмила КОЖУРИНА

Информатизация школы:
как типовой проект сделать индивидуальным

Первый шаг – оценивать не количество и качество техники, а то, как она используется в учебном процессе

Примета нынешнего сентября – массовое подключение школ к скоростному интернету. Неужели дождались? Практика показывает: почти. Учительница из Барнаула пишет: «Мне непонятно, как связано открытие быстрого доступа в интернет с вопросами анкеты, которую нам надо заполнить, прежде чем заработает интернет. Сколько детей и учителей имеют дома ПК? Сколько из них подключены к Сети? Сколько старшеклассников и учителей печатают с малой, средней, высокой скоростью? Сколько в микрорайоне интернет-кафе? И даже – сколько детей привлекалось к уголовной ответственности за хакерство и воровство компьютеров? Дайте ответ, кому и зачем это надо?»
Судя по всему, в школы Барнаула разослана анкета для определения состояния информатизации. На основании статистической отчетности и экспертной оценки будут составлены истории информатизации школ, выявлены группы похожих ОУ, определены фокусные школы. Собираются данные, обработка и использование которых помогут дать оценку состояния и управления процессом информатизации школ.
Об этом нам рассказал Александр УВАРОВ, научный консультант Национального фонда подготовки кадров.

В нашем распоряжении пока нет адекватных средств, позволяющих описывать направления и оценивать результаты работ по информатизации школы. А это значит, что у нас нет общего языка, на котором мы могли бы обсуждать наши успехи и неудачи, планировать желаемые изменения и оценивать результаты своих усилий. Обсуждая эту тему, одни специалисты делают упор на оснащении школы средствами ИКТ, другие говорят о цифровых образовательных ресурсах и их использовании на уроке, третьи подчеркивают важность развития локальных и глобальных сетей, четвертые выделяют подготовку педагогов и освоение ими новых способов учебной работы, пятые считают главным изменения в управлении школой. Нередко мы теряем представление о целом, описывая его отдельные части.

Пространство задач

Какие этапы проходит школа, вступившая в эру ИКТ? Сначала компьютерная грамотность, потом ее применение в обучении, в повышении квалификации, в управлении школой. Следующий уровень – управление ресурсами: дети могут получать образование по ресурсам школьного сайта.
Но для большинства наших школ даже третий этап все еще впереди. Если на втором этапе межпредметная учебная работа носит факультативный характер, то на третьем она становится нормой для каждого предмета. Информатика связывается со всеми учебными предметами, как это произошло в школе № 104 Екатеринбурга. Третий этап, кроме того, решительный шаг к индивидуализации обучения. Гибкая информационная среда позволяет школе работать не только с постоянными по составу классами, но и с группами переменного состава, с пучками индивидуальных образовательных траекторий. Третий этап является также переходом от россыпи собираемых/создаваемых сегодня учителями и школьниками учебных и методических материалов к систематическому созданию и использованию библиотеки цифровых образовательных ресурсов. Средства для их разработки и стандартизации сегодня уже существуют.
Отсюда ясно: информатизация – это существенная часть трансформации школы. Неизбежное изменение содержания, методов и организационных форм учебной работы. Новые педпрактики, опора на новые (цифровые) ресурсы, новые учебно-методические материалы, программно-методические комплексы. Это другая нормативная база, другая кадровая политика. Другая школа.

Опора на собственные силы

Самое главное: программы информатизации школы должны быть качественными и исполняемыми. Этого нет. Большинство школ по-прежнему следует программам, навязываемым управлениями образования. Хором, при помощи типовых решений можно создавать лишь иллюзию процесса. На самом деле каждая школа движется своим путем, и у администрации каждой школы должна быть определенная политика по вопросу информатизации своего образовательного учреждения. Как отчитывается школа по информатизации? Она считает количество используемых компьютерных технологий: дети пишут гипермедиасочинения, работают в поиске, создают веб-страницы, проходят электронное тестирование, участвуют в интернет- проектах и так далее. Считается, чем список больше, тем лучше обстоят дела с информатизацией в данной школе. Но эти формальные показатели ничего не объясняют. Они не говорят главного: от чего и к чему, каким образом произошел в школе переход на новый ИКТ-уровень.

Двигаться вперед систематически и понемногу

Это значит двигаться с опорой на собственный опыт. Понимать, что происходит у себя в школе, знать опыт соседей и знакомых, иметь представление о совокупном педагогическом опыте информатизации системы образования. Прежде всего следует нарисовать модель состояния информатизации в своей школе по параметрам: общие сведения о школе, аппаратная среда школы, Сеть, поддержка использования ИКТ в школе, цифровые образовательные ресурсы, программно-аппаратные комплексы, компетентность педагогов в области использования ИКТ в учебном процессе, учебная работа учащихся, педагогическая практика, методическая практика, организация учебного процесса.
Таким образом, формируется определенная картина. Например: в школе много современной техники, сосредоточенной в основном в кабинетах информатики; быстрый интернет; очень хорошо преподают информатику: на занятиях используется широкий спектр возможностей ИКТ; много ИКТ-грамотных учителей, но при большой доступности аппаратных средств уровень применения ИКТ на других уроках сравнительно невысокий.
Исходя из наличного состояния дел, можно определить направление изменений: формировать образ желаемого будущего и планировать его достижение.

Как определить новое состояние

Если каждая школа проведет такую работу, то окажется, что существуют группы школ, похожих по состоянию информатизации. Школ, имеющих сходную ИКТ-историю. Тогда становится возможным выделение кластеров школ и определение фокусной школы для каждого кластера. Становятся очевидными конкретные индикаторы перехода из одного кластера в другой. И наконец, школа может увидеть, понять, описать и проанализировать разницу между планируемым переходом и фактическим. Сделать выводы и начать ставить перед собой решаемые задачи.
Риски кластерного подхода к оценке информатизации образования ОУ следующие: желание школы казаться лучше или хуже, чем она есть на самом деле; попытки чиновников использовать данные для суждений о работе школы.

Что делать?

Потенциал применения ИКТ в школе ограничен лишь нашей фантазией. Информатизация позволяет многим делать то, что еще совсем недавно было по силам единицам. Старые идеи, например построение образования школьников вокруг типографии, воплощаются в новых формах – вокруг создания телевизионных программ, как это делается сегодня в школах.
Но для большинства учителей до сих пор непонятно, как новые информационные технологии влияют на результаты учебно-воспитательного процесса, на изменение представлений о том, какой должна быть современная классная комната, что это за новые взаимодействия между школьниками, учителями, между теми и другими в ходе совместной работы? И это несмотря на то, что соответствующих текстов и теоретических соображений предостаточно. Сегодня нужны не «лабораторные» прототипы, а действенные «промышленные образцы» моделей информатизации школы реальных учебных заведений.
Практика же пока знает два решения по поводу информатизации школы: ждать появления готовой, полностью оснащенной модели или начинать изменения, не дожидаясь, когда все будет готово. Уверен, нет такого светлого дяди, который придет и решит за вас все проблемы. Готовые модели, например, есть, но они неустойчивы и дороги, дублируют друг друга и требуют адаптации и экспертизы. Нет золотых рецептов, поэтому не стоит ждать появления готового, надо самим браться за дело.

От редакции. Подробная разработка высказанных идей содержится в книге: Александр Уваров, Григорий Водопьян. «О построени и модели процесса информатизации школы».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru