Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ИГРАЕМ ВСЕ

Жалобы на трудности общения с детьми стали типичными. В петербургском институте практической психологии «Иматон» прошел семинар детского практического психолога Галины МОНИНОЙ «Дети с особенностями поведения и развития», на котором учителя и родители в игровой форме осваивали несложные приемы коммуникации.

Учимся дружить и понимать друг друга

Это умение необходимо не только детям, но и взрослым

Понять детей, наладить с ними контакт учителям и родителям помогут игры. Они не требуют особой подготовки и больших затрат времени, а положительный эффект дают быстрый и заметный. Ребята осваивают простейшие приемы общения, а взрослые учатся понимать душевное состояние ребенка.
Такие игры можно включать в классные часы, начинать с них любую встречу с группой школьников.
«Условие только одно, – советует Галина Борисовна, – ни в какие игры детей насильно не затаскивать. Они должны быть спокойны и чувствовать себя комфортно: не хочу – не играю. Удивляться и осуждать их за это не стоит. Для учителя любая информация важна. Вся группа по заданию скачет, а один отошел в сторону? Не подталкивайте, не упрекайте: а ты что, особенный? Да, особенный. Каждый ваш ученик особенный. Задумайтесь, присмотритесь. Может, он всегда играл вместе со всеми и только сегодня хмурится в одиночестве? Или для него это никогда не было интересно? Его право, но поискать то, что будет интересно и ему, нужно. Глядишь, потихоньку и «разожмется». Десять раз не захочет войти в круг, а на одиннадцатый – захочет!»

Игры для детей

«Поздороваемся»
Участники рассчитываются на раз-два-три. Получаются три группы. Разделиться можно и любым другим способом. Например, заранее по числу участников приготовить цветные квадратики: красный-синий-зеленый. Каждой группе предписывается какая-то поза: на корточках, на цыпочках, полуприсев, наклонившись вперед, вбок. Изменять позу нельзя, при этом здороваться придется, соприкоснувшись локтями. Много смеха, веселой неразберихи, прекрасный заряд бодрости.
А еще каждой группе можно предложить роль. «Вы европейцы – здороваетесь за руку. Вы индийцы – здороваетесь, сложив ладони у лица. Вы японцы – здороваетесь полупоклоном. Вы папуасы – здороваетесь, потершись носами. Вы инопланетяне – здороваетесь, подпрыгивая. А теперь пусть каждый поздоровается с соседом!» В этой игре дети получают урок толерантности: все мы разные, но рады друг другу.

«Дадим отпор»
Эта игра дает сильное чувство принадлежности к группе и защищенности. Все становятся в круг. Ведущий начинает: «На нас напали комары (жара, холод...)». Ему дружно отвечают: «Дадим отпор комарам» Ведущий быстро указывает на кого-то из участников. Тот предлагает свой вариант. «На нас напала скука!» – «Дадим отпор скуке!» Игру можно сделать проблемной и развивающей внимание. Ведущий говорит, например: «На нас напало желание много знать!», «На нас напали угрызения совести!». Тогда группа кричит не «дадим отпор!», а «поддержим!».

«Менялки»
Игра с недостающим стулом. Внесены лишь некоторые изменения, направленные на повышение внимания играющих друг к другу. Участники рассаживаются в круг. Ведущий убирает свой стул и начинает: «Пусть поменяются местами все, кто любит музыку». Ведущий тоже играет и должен успеть сесть на освободившееся место. Кому-то стула не хватит, он становится новым ведущим и предлагает свой вариант пересаживания: «Пусть поменяются местами все, у кого в одежде есть белый цвет!», «...кто не любит манную кашу!», «... у кого дома есть собака!»

«Камушек в ботинке»
Игра призвана помочь ребенку младшего школьного возраста рассказать о том, что его тревожит.
Учитель рассказывает историю, как у мальчика (или девочки) случилась неприятность – камушек попал в ботинок. Сначала просто мешал, потом натер ногу. Бедняга мучился целый день. Вечером попробовал вытряхнуть – не получилось, застрял. Утром опять сунул ногу в ботинок. А камушек-то на месте! Уже больно ходить, а вытащить не удается. Наконец шагу нельзя ступить от боли. «А у вас бывает так, – спрашивает рассказчик, – что о какой-то неприятности вовремя не рассказал, а потом только хуже?» Дети конечно же согласно кивают. «Есть ли сейчас у кого-нибудь камушек в ботинке?» – задает учитель следующий вопрос. Обычно такой камушек есть. «Ты хочешь всем рассказать или признаться по секрету?» – спрашивает взрослый. Проблемы обнаруживаются самые разные: ребенок забыл ключи или не выполнил какое-то поручение и боится, что мама будет ругать, или что-то дома разбил, поломал и не знает, как признаться. Учитель сможет сам, поговорив с родителями, устранить «камушек». Или с помощью детей дать хороший совет. Для этого предлагает детям стать «заговорщиками помощи». Если кто-то говорит: «У меня камушек в ботинке» – значит, это крик о помощи, надо выслушать и помочь. Игра учит ребенка рассказывать о неприятностях вовремя, когда проблема еще разрешима.

«Три ладошки»
Повышает дисциплину в младших классах. Вспомогательный материал простой. На цветной бумаге – красной, желтой, зеленой – дети обводят свою ладошку и вырезают. Или обводят ладошку на обычной бумаге и раскрашивают. Учитель тоже это делает, а потом предлагает договориться, что каждая ладошка имеет свой смысл. Красная – строгая дисциплина, тишина, полное внимание, сосредоточенная работа. Желтая – можно поворачиваться, тихонько переговариваться, расслабиться, потянуться, что-то передать на другую парту. Зеленая – делай все, что хочешь! Заранее вместе с детьми оговариваются правила – что именно можно: вскакивать, размахивать руками, прыгать, смеяться, разговаривать, петь. Сначала разноцветные ладошки показывает классу учитель. Как только ученики привыкнут, пора поручать это действие самым непоседливым, с синдромом гиперактивности: пусть быстро пройдутся между рядами, показывая ладошку. Если играть честно и поднимать не только красную на весь урок, но и желтую почаще, а иногда и зеленую, дети радостно поддерживают игру. Этими ладошками дети могут так же и дома за уроками поиграть: сам перед собой положил красную – сосредоточился, поработал. Достал зеленую – сделал перерыв, размялся. Опять взялся за красную...

«Тайный дирижер»
Игра на внимание. Участникам надо угадать игрока, который «дирижирует» поведением остальных.
Все становятся в круг. Один из игроков (доброволец или выбранный считалкой) выходит за дверь, а оставшиеся назначают «тайного дирижера», движения которого они будут повторять. Ушедший возвращается в центр круга. Игроки (вслед за «дирижером») хлопают, топают, кружатся, раскачиваются, исполняют танцевальные движения, водят хоровод, а водящий должен угадать, кто же ими руководит. Раскрытый «тайный дирижер» сам потом превращается в ведущего.

«Волшебные квадраты»
Игра вырабатывает умение работать в команде. Потребуются два листа ватмана, одинаково расчерченные на 16 квадратов. Первый лист – у ведущего. В квадратах он располагает различные предметы. Они должны быть парные. Например: в квадратах №1 и №5 лежат одинаковые ручки; в квадратах №3 и №10 – монетки или баночки с краской, а квадраты №6 и №12 остаются пустыми...
Ведущий на пятнадцать секунд открывает свой лист команде – ей предстоит запомнить расположение предметов. Получив такой же расчерченный лист, игроки должны по памяти разложить на нем только что увиденные предметы в той же по-
следовательности, что и на листе у ведущего, для чего у игроков есть набор предметов, среди которых и такие, каких нет на листе у ведущего. Разговаривать, советоваться вслух – можно.
Изюминка игры в том, что ребята должны сообразить, как использовать преимущества команды. За пятна-
дцать секунд одному трудно успеть заметить и запомнить расположение всех предметов во всех квадратах, но если каждый член команды фиксирует только свой фрагмент (три-четыре квадрата), задание выполняется безошибочно.

Игры для родителей

Они эмоционально «шершавые». И именно поэтому так хороши перед началом большого откровенного разговора учителя с родителями. Родители ведь даже не всегда понимают, насколько они зажаты, как боятся выйти из роли строгого и непогрешимого взрослого.

«Проводы в школу»
По числу участников заготавливаются записки со словами «напутственной фразы», которую должен будет произнести игрок: «Улыбнись, повернись, не кривляйся, стой, скорее, не спеши, выпрямись, застегнись, помаши ручкой» – и так далее. Участники выстраиваются в две шеренги – это «родители». Каждый игрок по очереди пройдет между шеренгами. Он должен будет успеть прореагировать на все команды, которые раздадутся слева и справа.
Типичная реакция: в начале пути игрок действительно пытается выполнять команды, а потом начинает спешить, старается проскочить побыстрее сквозь строй, не реагируя. Игроки в шеренгах тоже постепенно учатся не дергать «ученика» напутственными командами. Когда каждый из родителей побудет «учеником», учитель должен спросить: «Почему вы переставали командовать? Почему отказывались выполнять команды?» Начинается разговор не только о семейной манере провожать ребенка в школу, но и о взаимодействии с ребенком в целом.

«Семейный долг»
Игра производит очень сильное и нелегкое эмоциональное воздействие всегда и на всех.
Учитель начинает рассказывать историю, по ходу повествования вызывая родителей в круг: «Влюбленные юноша и девушка решили создать семью». По знаку учителя двое участников встают, выходят в центр, берутся за руки. «Они были счастливы, не размыкали рук, не отрывали глаз друг от друга. Еще счастливее они стали, когда появился ребенок».
Встает третий участник. Учитель предлагает включить его в круг. Тут неминуемо некоторое затруднение: как именно это сделать? «Вместе с новым счастьем появились и новые обязанности». Учитель берет со стола заранее приготовленный «груз обязанностей» – стопку книг, например, и предлагает участникам подставить ладони. Конфигурация выглядит так: посередине игрок-«ребенок», его держат за руки игроки-«родители», а на поднятых ладонях у них груз. Учитель-ведущий предупреждает, что стоять на месте нельзя, надо перемещаться по комнате. Что не так-то просто сделать. Игроки перетаптываются и поворачиваются на месте. «Молодым родителям поспешили на помощь их мамы и папы».
Встают еще четыре участника. Ведущий каждому из них кладет на ладони «груз», предлагает войти в круг и продолжить движение вместе со всеми. «Ребенок подрос и пошел в школу». В кругу уже тесно и неудобно, но ведущий подзывает еще нескольких участников. Они изображают учителей и тоже получают «груз». Игрок-«ребенок» стиснут в центре. Пока игра не стала совсем неприятной, ведущий объявляет: «Ребенок вырос, настала пора ему самому создавать собственную семью». Участники с невольным облегчением возвращаются на свои места.
Ведущий спрашивает: «Что вы чувствовали во время игры?» Типичные ответы: «Что я здесь лишний», «Что мы друг другу мешаем», «Что с грузом неудобно», «Что мы затолкали ребенка», «Хотелось стать как-то иначе», «Поскорее выйти из круга». Тут учитель и задаст самый важный вопрос: «Если вы все это чувствовали, почему не попробовали хоть что-то изменить, ведь запрета не было?»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru