Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФФЕССИИ

Елена КУЦЕНКО

Первый осенний день, первый звонок в коридорах, пахнущих свежей краской, первый шаг на пути длиной в девять учебных месяцев. Как сделать его праздничным и в то же время настроить ребят на долгую содержательную работу; выстоять в неразберихе и суете шаткого расписания и успеть поговорить о лете?

Летние впечатления – помеха или подспорье в учебе?

Наверняка в рассказах ребят найдутся эпизоды, связанные с каждым из школьных предметов

Все знают, что за каникулы многое из пройденного материала забылось, грамотность снизилась, правила и законы стерлись из памяти. Но разве обязательно с первого же урока сосредотачиваться только на предметных знаниях, оставляя все интересное, неформальное, летнее за порогом школы? Совсем нет. В первые сентябрьские дни, пока ребята переполнены эмоциями, впечатлениями, желанием общаться, нужно использовать этот потенциал, а не бороться с ним.
Наверняка среди вороха летних происшествий и приключений найдутся эпизоды, связанные с каждым из школьных предметов. А уж для словесника летние воспоминания просто клад. Можно предложить ребятам описать самую веселую, страшную, романтическую, грустную  (пусть каждый выберет или придумает прилагательное сам) историю, произошедшую с ним. К процессу сочинительства наверняка присоединится и учитель. Только никаких отметок!
Когда рассказы будут готовы, листочки можно пустить по кругу, чтобы все прочитали всех. Заранее можно договориться о том, подписываем ли тексты. Если нет, можно после прочтения погадать об авторстве. Можно оставлять на каждом листочке место для коротких (одобрительных!) замечаний и вопросов. В зависимости от опыта групповой работы, доверительности и взаимопонимания в классе будет выбрано продолжение.
Хотите вывесить все рассказы на доску? Или вернуть работы авторам для изучения отзывов? Или устроить обсуждение: кому какой рассказ пришелся по душе? У каждого варианта свои преимущества. Но в любом случае ваши ученики начнут восстанавливать умение писать собственный текст и без сомнения постараются при этом: ведь каждый захочет как можно лучше описать свою самую-самую историю. Заодно вспомнятся навыки и правила групповой работы.
Учителя химии, физики, биологии, географии, истории тоже могут с успехом использовать этот прием. Только темой для рассказа каждого могут стать предметные знания: кто где побывал? какой там климат? в каких единицах измеряется соленость моря? какие законы механики используются при установке палатки? какие животные и растения вам повстречались в дальних странствиях? что из истории своей семьи узнали те, кто ездил к бабушке?
Вопросов можно придумать множество. Было бы желание связать предметные знания с живыми впечатлениями и интересом ребенка.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru