Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Идеи для...

Поздравьте хорошего человека

Нам хочется, чтобы школьные науки остались в памяти наших учеников не собранием дат, формул, имен, а яркими личностями, бурными событиями. Пусть ребята (на одном из первых уроков, например) напишут открытку известному историческому деятелю, ученому, литературному герою – список можно предложить от себя или составить коллективно. От кого выбранный персонаж получит послание? Придется вспомнить, в какое время, в какой стране он жил, с кем мог (или не мог) встречаться. Важно понять, какие темы заинтересуют того, кому мы пишем, какие вопросы ему можно задать. Значит, нужно выяснить основные факты биографии, главные события жизни. Конечно, картинка на открытке тоже должна быть сделана в соответствии с эпохой, стилем. Подойдет программа Microsoft Publisher, позволяющая соединять изображение с текстом. Или традиционные краски, цветная бумага. А еще – знания, фантазия и личное отношение ребенка к кому-то, с кем он познакомился на наших уроках в прошлом году.

Собиратели вопросов

Отличный способ повторить материал, выученный в прошлом году, – поиграть с ребятами в собирателей яиц. Заранее вместе с классом составьте огромный список вопросов, заданий по всему курсу, обсудите ответы, дайте ученикам время подготовиться, выучить, вспомнить. А еще нужно собрать как можно больше пластиковых яиц из-под киндер-сюрпризов. Теперь пора отправляться в какое-нибудь вместительное пространство, в парк, в лес. Школьный двор тоже подойдет. Не забудьте прихватить с собой родителей. Они помогут провести игру и порадуются, какими образованными стали их дети.
Организаторы игры (учитель, родители, помощники из старших классов) до появления детей раскладывают по пластиковым коробочкам напечатанные на полосках бумаги вопросы и прячут «сокровища» по всей территории игры. Ученики делятся на пары, каждая пара берет по корзиночке (ведерку, пакету – что найдется) и отправляется на поиски яиц. Найдя заветную коробочку, ребята достают из нее вопрос и бегут к организаторам с версией ответа. Если ответ правильный, проверяющий наклеивает на яйцо цветную картинку и отправляет его в корзину команды. Если ребята ошиблись, организатор при помощи наводящих вопросов помогает найти правильный ответ и все-таки яйцо попадает в корзинку. Но время потеряно, ученики уже не успеют поставить рекорд.
Побеждает та пара, которая за урок соберет больше всех яиц в корзинку. Этим знатокам можно сразу ставить пятерку за повторение. Остальные тоже не должны уйти без подарков и хороших оценок. Ведь пока вопросы готовили, пока яйца собирали – наверняка все поняли и повторили. Заодно побегали на свежем воздухе, повеселились. Хорошее начало года!

До свидания – и все?

Случалось ли вам, прощаясь с учеником, выходящим из класса, вдруг подумать, что вы сегодня ничего другого ему не сказали, кроме «здравствуй» и «до свидания»? А ведь ребенку важно услышать от вас что-нибудь сказанное лично для него. Необязательно по делу, можно и пустяк – но лично. Иначе он чувствует себя ненужным, нелюбимым, лишним. Чтобы не упустить этот важный момент, некоторые английские учителя кладут с утра себе на стол список класса, каждый день новый (благодаря компьютеру, ксероксу это не сложно). В течение дня педагог отмечает на листе условными значками, краткими пометками, как он общался сегодня с ребенком. Как ученик реагировал, как вел себя. Собирая такие листочки, можно неожиданно понять, кого вы обделяете вниманием, кого излишне часто ругаете (или хвалите), а кто сам избегает вас. У вас появится богатый материал для размышлений.

Домашнее задание для пап и мам

В последние годы многие учителя просят детей принести на уроки литературы, истории семейные фотографии, записать интервью с кем-либо из родственников, предлагают выполнить творческое, проблемное задание вместе с родителями (порыться в книгах, ответить на вопросы, сделать макет). Выполняя такое домашнее задание вместо привычной проверки дневника, родители не только по-настоящему знакомятся со школьной жизнью ребенка, они из суровых контролеров превращаются в его сотрудников, помощников, иногда более опытных, а иногда (и это очень важно!) совсем беспомощных. Семейные разговоры за ужином обретают содержание, рождаются общие интересы. И школа перестает быть каторгой, а превращается в источник открытий и удивлений.

День открытых дверей

Директор школы из поселка Белый Яр Татьяна Соколова завела у себя в коллективе день консультаций для родителей. Каждую субботу с 8 до 9 утра любой родитель может получить консультацию у любого специалиста школы: учителя-предметника, классного руководителя, психолога, администратора. Консультация – шаг добровольный, проявление личной инициативы, заинтересованности, ответ-
ственности семьи. Мамы и папы настроены в этой ситуации на диалог, а не на глухую оборону, как бывает порой на собраниях. Конечно, педагогам приходится учиться вести консультации, они заранее готовят книги, статьи, буклеты, особенно для родителей первых, пятых и десятых классов.

Телефонный звонок

Классный руководитель обязан регулярно беседовать с родителями, информировать их о важных событиях школьной жизни. Времени на личные встречи обычно не хватает, поэтому основным средством общения становится телефон. Как правило, педагоги звонят родителям по поводу какой-нибудь проблемы: прогулы детей, двойки, плохое поведение, пора сдавать деньги… Татьяна Назарина, подмосковная учительница, хотя бы раз в год звонит родителям каждого ученика, чтобы рассказать о последнем достижении, успехе ребенка, а заодно поблагодарить семью за воспитание такого чудесного сына (дочери). Звонки классного руководителя теперь не воспринимаются как стихийное бедствие и повод для домашнего скандала. А возникающие время от времени проблемы решаются гораздо легче – ведь родители меньше боятся и больше доверяют учителю.

Соревнования команд

Нонна Сергеева, учитель начальных классов из Зарайска, проводит родительские собрания в игровой форме, устраивает соревнования семейных команд. И помогает родителям лучше узнать своих детей. Перед началом такого собрания она предлагает ученикам закончить несколько фраз, связанных с темой собрания. Например, важная тема – игры: во что играют наши дети, умеем ли мы играть с ними. Ребята дописывают предложения: «Моя любимая игра – это…», «Дома я люблю играть…», «С папой мы играем в…», «С мамой мы любим играть в…». Аналогичные предложения дополняют родители на собрании: «Мой ребенок любит играть…», «Дома мы с детьми играем в…». Сопоставление результатов опроса иногда удивляет. Родители не замечали увлечений детей, не видели себя со стороны. Основная часть собрания – освоение на практике, вместе с ребятами, веселых и полезных игр вроде этой. Одну руку мама и сын (папа и дочка) прячут за спину, а свободные руки партнеров привязываются друг к другу. Эта общая пара рук должна собрать портфель, разумеется, за минимальное время. Победит, конечно, дружба.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru