Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

УЧИТЕЛЬ С КОМПЬЮТЕРОМ

Александр ДРАХЛЕР,
записала Людмила КОЖУРИНА

Электронные образовательные ресурсы:
умеем ли мы ими пользоваться?

Летом педагоги, как известно, не только отдыхают, но и учатся. Во время каникул прошло немало интересных конференций, школ, семинаров. Так, на семинаре "Партнерство в образовании: Сеть творческих учителей" собрались учителя – участники проекта, эксперты в области информатизации образования, представители органов управления образованием. Речь шла об электронных образовательных ресурсах, методиках, педагогических инициативах.
После семинара мы поговорили с Александром ДРАХЛЕРОМ, экспертом сообщества педагогов «Сеть творческих учителей», методистом, учителем истории. Наши читатели знакомы с его интернет-обзорами в «ПС».

– Электронных учебников, библиотек, тренажеров существует множество. Кто и как их создает?
– К 2003 году выделилась группа компаний, способных довести мультимедийный образовательный диск от начала до конца. Впустить в это поле новые компании никак не удается: у «новеньких» попросту нет понимания того, что представляет собой современный образовательный электронный ресурс. Понятно, что мультимедийный диск быстро создать невозможно. А тут еще многоступенчатые экспертизы. Компания готовит 10% продукта и отправляет его на согласование, не ведая о том, что с этим продуктом будет дальше, одобрят его или нет. Естественно, никто не открывает свои замыслы в полном виде: люди уже вложились в программистов и авторов, а что получат в итоге, неизвестно. Естественно, что и авторы-программисты во время экспертизы без дела не сидят. Естественно, они занимаются чем угодно, но только не разработкой того продукта, на который подали заявку. Потом, когда приходит ответ, наступает запрограммированный аврал: заново собирается команда, люди начинают вспоминать о «той» работе, вникать в экспертные замечания. На творческую работу уже нет времени, и неудивительно поэтому, что одна и та же карта повторяется чуть ли не в десяти работах, а для создания УМК компании берут старые продукты.

– Парадоксально: большинство востребованных образовательных интернет-проектов, особенно из тех, что ориентированы на школьников, развиваются, как правило, на основе частной инициативы.
– Идеи рождаются в классе, учитель стремится их воплотить в учебный продукт. Человек действует так, как ему представляется нужным, поскольку на самом деле никто не знает, как должно быть.
Конечно, хотелось бы делать электронные учебные пособия в правовом поле. Не получается. Простой пример: в диск по всеобщей истории надо вставить видеообъекты, кинохронику. Но сколько это будет стоить, если для некоммерческого использования цена показа – около 30 рублей за минуту, а при массовом тиражировании цена этой минуты достигает заоблачных высот. Такая же ситуация с музеями. Да, бывает, что издательства договариваются с музейщиками о льготных расценках, берут их в долю, но такой опыт единичен. Вот и кочуют объекты из одной компании в другую, скачиваются из интернета, а авторские права сплошь и рядом игнорируются. Более того, нередки случаи, когда изнурительно долгие переговоры между электронными издателями и правообладателями информационных ресурсов так ни к чему и не приводят. Просто не хватает средств. Ну нельзя сделать хорошую интерактивную мультимедийную карту за одну или две тысячи рублей. Она стоит существенно дороже. Нельзя создать интерактивный объект за день или два. Изготовление качественного и разнообразного интерактивного образовательного диска стоит не меньше двух миллионов рублей. А если используются оригинальные ресурсы с выкупом авторских прав, как положено, то еще раза в три дороже. Кто их будет покупать? У нас как? У одного учителя есть – пользуется весь край. Деньги за образовательные диски брать невозможно. Значит, государство должно выступать заказчиком.

– Существуют ли крупные медиатеки, где можно детально ознакомиться с ресурсом?
– Потребность в упорядочивании массива электронных цифровых ресурсов, в создании единой коллекции, конечно, существует. Более того, такая коллекция уже создается. Пока на федеральном уровне, но, насколько я знаю, будут и региональные варианты. Проходит целый ряд конкурсов по наполнению этой коллекции. Уже отобраны десятки тысяч цифровых образовательных ресурсов, хотя, конечно, количество не всегда говорит о качестве. Пройдет еще месяц или два – и любой учитель сможет в эту коллекцию зайти и набрать объектов под свою программу. Все это прекрасно. Но, как мне представляется, эта коллекция всегда будет неполной. Во-первых, потому, что живой образовательный интернет всегда будет и полнее, и интереснее, а во-вторых, при всем многообразии экспонируемых ресурсов самая главная часть коллекции остается за бортом. Я имею в виду коллекцию методических приемов использования ИКТ в образовании. Уверен, что в этом направлении должна быть проведена отдельная систематизация. Это как инструмент: нельзя лечить зубы офтальмологическими приборами.

– Значит, дело только за методиками? Еще чуть-чуть – и мы окажемся в новой эре образования?
– Не спешите. Нельзя ждать от электронного образования полной замены учителя. Наоборот, открытое пространство требует, чтобы учитель был ярким, а ученик активным. Работа с электронным ресурсом меняет стиль отношений, это взаимодействие на равных. При полноценном использовании ИКТ ученик и учитель общаются и по электронной почте, и через Skype, а это уже область личных отношений. И потом, что такое подготовка к «уроку с компьютером»? Это не только выбор, отбор, подбор материалов и ресурсов. Ни диск, ни выход в интернет не освобождают учителя от придумывания интересных заданий.
И последнее. Надо как-то снимать противоречие, когда, с одной стороны, требуются инновации, принципиальные изменения в образовании, а с другой – ресурсы оцениваются по тому, насколько это востребовано в сегодняшней школе. Чаще так: диск интересует учителя только с точки зрения подготовки к ЕГЭ.

– Учителя часто недовольны качеством учебных дисков…
– «Делал не специалист» – это вариант 2000 года. Очень плохо, что общественное сознание исходит из позавчерашнего видения проблемы. С 2003 года к разработке дисков, создающихся при господдержке, обязательно привлекаются специалисты: ученые, педагоги, методисты. Конечно, оплошности случаются. И тут самое интересное – вопрос доводки: по идее диск можно обновить через интернет, у диска должна быть сетевая поддержка. Издательствам несложно ее обеспечить. Но она совершенно не востребована. Многие мультимедийные издательства пытались организовать форумы, на которые учителя могли бы писать о своих проблемах, связанных с использованием диска, спрашивать, но, увы, учителя почему-то ничего не пишут и не спрашивают.
Качество электронной продукции во многом зависит от методической экспертизы. И это тоже проблема. Эксперты сейчас рекрутируются, как правило, из региональных педагогов, но хороший эксперт выращивается годами. Мало быть прекрасным учителем и толковым методистом. Необходимо представлять тенденции мультимедийного рынка в целом. А иначе получается даже не смешно: тут плохо, там не подходит, а оценка – «отлично». Главный довод: «А у нас и такого нет». А то, что диск «сляпан» за две недели из того, что уже давно есть на рынке, такому эксперту неведомо.
Другая важная задача – апробация. Времени, конечно, на нее должно выделяться больше, и труд должен оплачиваться выше. Но ведь и апробатор получает преимущества: он может первым увидеть интересную идею, заметить перспективность каких-то моментов, стать соавтором. Помогая создавать качественный продукт, он наращивает свою капитализацию как специалист.

– Сейчас идет всероссийский семинар по ИКТ: люди обмениваются опытом, слушают лекции специалистов, узнают о новых продуктах. Наверное, семинар решит многие из названных вами проблем?
– Главная проблема даже не названа. Никто не говорит о сложившейся коллизии: есть заказ на цифры отчетов – столько-то людей обучено, столько-то дисков выпущено, столько-то ресурсов закачано в цифровую образовательную коллекцию. А как все происходит на самом деле? Почему так? Эти вопросы тонут. Почему? Они никому не интересны? Или по ним сложнее отчитаться?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru