Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

В ЗЕРКАЛЕ ДЕТСКОГО ВЗГЛЯДА

Нина НАПАЛКОВА,
школьный психолог

Мы так упорно занимаемся ребенком. Переживаем за него. Переделываем. Воспитываем. И даже не задумываемся о том, как сами выглядим в его глазах. Или просто не хотим об этом знать? А если набраться храбрости и провести урок наподобие санкт-петербургского?..

Робот, гном, подъемный кран

Школьный психолог в представлении младшеклассников

Этот урок проходил в Санкт-Петербургском лицее № 363.
Общая цель урока (а он растянулся на два занятия длиной в два урока каждое) – выяснить: представления младших школьников о функциях психолога; их ожидания, связанные с этим понятием; как они соотносят свои жизненные, семейные и школьные проблемы с фактом существования психолога.
Конкретная цель урока – попытаться зафиксировать и проанализировать ассоциативное поле, которое связывается у детей с понятиями «психолог», «повседневная психологическая помощь».
Метод работы с детьми – общение через рисунок. Урок соответственно поставленным целям разделили на три части. Первая – тематический рисунок с произвольными пояснениями. Вторая – совместное обсуждение с детьми ассоциаций, побудивших их к конкретным рисункам, и фиксирование вновь возникающих ассоциаций. Третья часть – анализ.

Первая часть урока – рисунок
Школьникам предложили придумать и нарисовать игрушку, которая так и будет называться – «психолог».
Вот описание рисунков, которые они сдали в конце урока, и пояснения к ним.
1. Психолог-лысик. Хочет быть похожим на ребенка. Играет с детьми в классики. А все над ним смеются. Пояснения: мой психолог – это хороший, добрый, веселый человек. Никогда не предает друга.
2. Робот-психолог. Пусть говорит, какая у тебя психика, и объясняет, какая у тебя душа – здоровая или нет?
3. Психолог-гном. У него большой волшебный сверток с правилами. Он хороший и добрый друг, веселый, умный. Пояснение: правила у него про то, как взрослым надо вести себя с детьми.
4. Психолог-гипнотизер. У него в руках такая тяжесть качается, чтобы помогать детям засыпать.
5. Психолог-воин. Для него самое главное – чтобы он умел брать в руки меч, двигаться, ходить и говорить. Как Ниндзя-черепашка. Пояснение: он должен драться, побеждать, защищать всех от плохих.
6. Барби-психолог. Когда мне плохо, она лечит меня.
7. Набор психологических игрушек. Врач-психолог не может быть злым, он лечит. Робот. Сердцепонимающая слуховая машина. Волшебный сундучок. Музыкальный киндер-сюрприз.
8. Психолог – это подъемный кран. Перевозит грузы, помогает строить дом, объясняет, как работать с конструктором.
9. Роботизированный психолог. Умеет поднимать настроение. Может развеселить, объяснить, что-то рассказать.
10. Колобок – потому что он хороший.
11. Заяц и кошка – всех понимает.
12. Самый знаменитый психолог – кот. Это самая первая игрушка в мире. Потому что помогает детям. Пояснение: психолог-кот красивый, любит играть, очень добрый, хороший, умный.
13. Психолог-Пусси. Когда у меня на душе грустно, я беру эту игрушку – и появляется радость. Она меня как бы лечит.
14. Задумчивый кот. Ходит по комнате, заложив руки за спину, думает, где бы ему поспать в тишине. Вот поспит, а потом проснется, и можно с ним поиграть.

Вторая часть урока – ассоциации
Неделю спустя, во время второй части урока, детям напомнили о рисунках. Попросили рассказать, кто что нарисовал (сами рисунки детям обратно не раздавали специально, чтобы пробудить у них не узнавание, а именно ассоциации).
Дети все припомнили и решили обсудить следующие рисунки: котов, волшебный сундучок и волшебный сюрприз, робота, подъемный кран, Барби и Ниндзя, усыпляющий медальон. Один ученик признался, что мог бы еще нарисовать психолога в виде бутерброда. На том и остановились.
Дальше последовал вопрос: «Почему вы считаете, что все это похоже на психолога? Чем? Попробуйте объяснить».
Бутерброд – вкусный, никогда не надоедает, он всегда кстати.
Подъемный кран – интересно работает, помогает рабочим, больше всех поднять (или взять на себя) может.
Робот – с ним можно играть во все игры, делать из него что-то другое, им можно управлять, его можно программировать.
Барби и Ниндзя – наверное, они нас чему-то учат.
Усыпляющий медальон – когда захочешь спать, он очень успокаивает.
Волшебный сюрприз – подарок, который всегда в радость.
Коты – их можно гладить; всегда лизнет человека, если тот себя плохо чувствует; красивый, ласковый, хороший; все чувствует; мягкий, добрый.
Закончился урок фантазиями детей о том, как было бы хорошо, если бы котов разрешили брать в школу, чтобы они могли учиться и становиться самыми настоящими профессиональными психологами на благо детей.

Третья часть урока – анализ
Анализ полученных материалов проводился индивидуально с каждым ребенком по мере того, как дети рисовали и поясняли свои рисунки. Затем все перечисленные детьми признаки объединили по следующим критериям:
– функции психолога (что он умеет делать);
– свойства психолога (какой он);
– эффект его взаимодействия с детьми (каково детям с ним).
Последний критерий был рассчитан на высказывания рефлексивного и оценочного характера: что чувствуют сами дети, происходят ли с ними какие-то изменения и что меняется в их жизни в связи с тем, что психолог оказался рядом, что он вообще существует.

Результаты анализа

Функции психолога в представлениях детей:
– хочет быть похожим на ребенка;
– никогда не предает друга;
– всех веселит;
– рассказывает про психику, объясняет про душу;
– поясняет взрослым, как вести себя с детьми;
– помогает детям засыпать;
– берет в руки оружие, дерется и побеждает;
– защищает всех от плохих;
– когда плохо – лечит;
– понимает сердцем;
– помогает строить, работать;
– умеет смешить, поднимать настроение, веселить;
– любит играть;
– «лижет человека»;
– ходит думает, заложив руки за спину…
Кроме того:
– никогда не надоедает и всегда кстати;
– его всегда не хватает;
– интересно работает;
– может взять на себя больше всех;
– очень успокаивает;
– все чувствует.

Свойства психолога в представлениях детей:
– хороший, добрый, веселый, добродушный, красивый, умный, задумчивый, ласковый.

Свойства психолога в детских ассоциациях:
– вкусный, длинный, большой, ласковый, хороший, мягкий, добрый, подарок.

Эффект воздействия психолога в ожиданиях детей:
– психолог может быть как личным, так и общим для всех;
– от психолога можно получить знания о себе и своих состояниях;
– психолог представляется загадочным, магическим, волшебным;
– от психолога идет справедливость и защита, радость, когда на душе грустно;
– психолог – это лечение; он нравится, он нужен, когда плохо;
– от психолога возникает смех и поднимается настроение;
– с ним всегда можно поиграть;
– его можно подстроить под себя;
– его любят.

Похоже, это именно то, чего дети ждут от психологической помощи, в чем они действительно нуждаются.

Более подробно о работе школьного психолога с детьми можно прочитать в книге кандидата психологических наук Галины БАРДИЕР
«Почему психолог похож на кота?»


Литература по теме...

Бардиер Г.Л., Кузьмина Т.Д. Технология работы с отношениями подростков в школьном классе. Практическая психология в школе. СПб., 1996.

Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия – школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности для младших школьников. М., 2002.

Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.

Клюева Н.В. Программа социально-психологического тренинга для педагогов. СПб., 1992.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными и аутичными детьми. М., 2002.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М., 2002.

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru