Вторая тетрадь
школьное дело |
ЗНАНИЯ КАК ВИТАМИН РОСТА
Построить мир,
где все сбывается
Образовательная практика летней школы «НооГен»
Вроде бы очевидно, что для успешной самореализации мало освоить школьные предметы. Гораздо важнее поверить в свои силы, научиться видеть собственный потенциал и расширять жизненные перспективы.
Но где и как этому учиться?
Оказывается, существуют школы, которые видят свою миссию именно в развитии творческих способностей и индивидуальности детей. Одна из них – летняя школа «НооГен».
Примечательно, что сейчас в педагогической печати все чаще появляются публикации о проведении в общеобразовательных школах личностно-ориентированных уроков и внеклассных занятий. Это означает, что для учителей педагогическая практика НооГена может представлять не только познавательный, но и прикладной интерес.
Жизнь как поле потенциальных возможностей. Человек как творец самого себя, своей жизни, самых разнообразных событий и вещей. НооГен – это прежде всего определенное мироощущение, настрой в сочетании с соответствующими педагогическими приемами и методами. Можно сказать так: настрой порождает метод, а метод усиливает настрой. Не случайно ноогеновские задачи рождаются, как говорят сами создатели НооГена, «в режиме инсайта»…
А началось все в конце 90-х, когда в Краевую летнюю школу начали съезжаться научные сотрудники сибирского отделения Академии наук, преподаватели и студенты Красноярского университета. Они привозили с собой необычные задачи, которые не только не были решены современной наукой, но даже и не сформулированы.
Эти задачи взрослые решали вместе с детьми. И это тоже нетипичная вещь для педагогической практики: ведь обычно взрослый знает, что должно получиться в результате.
И если перед детьми есть только один образец «знающего» взрослого», то где и когда они могут встретиться с миром настоящих взрослых – думающих, ищущих, спорящих?
Логика живого
НГ-задачи строятся так, чтобы понятие было выведено в какую-то непривычную или даже невозможную область. Так, чтобы шаблоны мышления перестали работать.
Возьмем, к примеру, задачу – «Построить мир, где все, что сказано, сбывается». Решая ее, приходится думать не только о физических основах создаваемого мира, но и о специфических законах социального взаимодействия. Тем более что участникам в конце предлагается попробовать действовать сообразно придуманным ими законам. Прямо здесь и сейчас.
Этот опыт пригодился ребятам в решении задачи «Построить язык в мире, где все, что сказано, происходит на самом деле». Строительство превратилось в настоящий коммуникативный тренинг. Четкость, определенность высказываний, понимание того, что хотел сказать другой член команды, – все это постоянно обсуждается в группах.
Или вот такая задача: «Построить мир, где все живое». В процессе решения биологическая направленность задачи постепенно трансформируется. «Живое» мгновенно обнаруживает свои сущностные признаки: изменчивость и развитие. Что же это за мир, где все должно изменяться и развиваться? Похоже, условие задает какую-то особую логику связей и отношений. Выстраивая ее, ребята выходят на осмысление ценностных категорий, проектирование этических норм.
Принцип событийности
НооГен начинается с зарождения особой атмосферы. Удивительные вещи, как правило, случаются в удивительных местах. Поэтому ребята едут в «дальние дали», за тысячи километров от Красноярска. Например, на базу отдыха на хуторе Бета в 50 километрах от Геленджика. Черное море, реликтовый лес, галечный пляж, древние дольмены, горы, неведомые растения и животные.
Конечно, в таком месте могут произойти самые неординарные события. И происходят. Надо сказать, что событийность понимается ноогеновцами как универсальный педагогический принцип. В развернутом виде его представил один из директоров межрегиональных школ «Нооген», Семен Ермаков: «Единица развития – Событие, в котором человек встречается с возможностью действовать и понимать свое действие по-новому. Эта возможность может быть представлена в действии значимого другого (например, значимого взрослого); в виде задачи, когда решить ее важно, но способ решения отсутствует или перестает быть понятным после первых очевидных действий; в точке напряжения, когда человек пробует сделать нечто большее, чем ему позволяют обстоятельства».
Жизнь в полный рост
Взрослый из команды НооГена – это тот, кто умеет увлекать, провоцировать, «заражать» своим действием. Приемы многообразны. Один из основных называется «открытое действие взрослого» – вызов ограниченности собственных умений. Взрослый сам выходит на границу своего миропонимания – в решении ноогеновских задач, владения своим телом – в тренинге, опыте коммуникативных умений – на образовательном семинаре, в конструкторской смекалке – при строительстве, например, воздушного шара, в способности «к подвигу» – при переплытии Геленджикской бухты. Действует индивидуально и совместно с детьми предельно открыто и честно, не задавая «правильных образцов», обходя «готовые» культурные формы, которыми владеет. Ошибаясь, переживая, «живя в полный рост». Риск неудачи при этом велик. Но в случае успеха можно испытать чувство сродни «покорению новой вершины». И не важно становится, сколько кому лет, кто смог найти выход, придумать нужную интонацию, движение, отыскать ключевое слово или подать идею. Взрослый в этой ситуации – тот, кто смог предложить новый способ, сделать то, что надо, своими руками.
Наверное, образовательная среда, в которой все по-настоящему, без искусственной предопределенности решений, где директор школы может запросто стать обычным, даже не самым успешным участником, и есть главный фактор личностного роста в Летней школе «НооГен». Потому-то ребята и рассказывают в своих отзывах о поразительном многообразии результатов пребывания в ЛШ. Это и обретение конкретных навыков, и повышение интереса к познанию, и развитие коммуникативной компетентности, креативности, способности к самоорганизации. Недаром Ксения Рязанцева написала: «Когда я вернулась домой, было стойкое ощущение, что я теперь немного другая, а мир совсем не такой, каким был две недели назад».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|