Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ЗНАКИ И СИМВОЛЫ ДЕТСТВА

Екатерина ШМЕЛЕВА,
вальдорфский педагог

Не проповедь порядка, а привычки

Повторяющиеся изо дня в день, они помогают организовать жизнь ребенка

Что такое ритм в нашем понимании? Чудодейственное средство для малыша! С его помощью можно достичь замечательных результатов физического и душевного здоровья, формирования хороших привычек.
Ритм является существенным для всего живого. Но человек научился преодолевать ритм: он может спать днём, работать ночью и произвольно принимать пищу. А ребёнок ещё привязан к природе, его организм должен в определённое время есть, отдыхать и бодрствовать. И чем ритмичнее протекает его жизнь, тем здоровее он будет. Принятие душевной пищи тоже должно быть ритмичным. Нарушение ритма вредит душевным способностям ребёнка. “Полезно для воспитания ребёнка, чтобы он каждый день выполнял небольшие задания: вытирал пыль, поливал цветы, чистил обувь. Очень плохо, когда ребёнок играет, а мать в это время его зовёт, чтобы дать задание, которое пришло ей в голову”, – писал Рудольф Штайнер. Мне не раз приходилось убеждаться на собственном опыте, как различные виды деятельности, предлагаемые малышу, умело вплетённые в ритм дня, воспринимаются им не как принуждение, а как естественная потребность.
Такой ритм можно сравнить с вдохом и выдохом. Так же, как ритмично дыхание, должен проходить весь день. Чередование занятий со взрослым (вдох) и времени, когда дети предоставлены сами себе (выдох). Частота дыхания у всех детей разная. Одним достаточно лишь некоторое время пообщаться со взрослым, чтобы получить необходимый запас воздуха для более продолжительной самостоятельной деятельности. Другие, наоборот, не могут долго заниматься сами, а постоянно ищут поддержки наставника.
Поэтому ритм не идентичен понятию режима. Он определяется более сложными взаимоотношениями ребенка с окружающим миром. И когда вальдорфская педагогика говорит о предоставлении ребенку свободы, речь идет скорее о привлечении ритма для ее уравновешивания. Прочный успех достигается не проповедью порядка, а тем, как порядок пронизывает повседневную жизнь.
Взрослому необходимо ненавязчиво ввести ритм в привычку. Какие-либо занятия (небольшие ритуалы, любимые игры, сказка на ночь, песенка перед обедом…), повторяющиеся изо дня в день, помогают организовать жизнь ребенка так, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Оптимальный ритм вселяет чувство уверенности, защищает.
Но помните: маленький ребенок не в состоянии воспринимать ежедневно чрезмерное количество впечатлений. Ему требуется неторопливая радость узнавания. Таким образом, ритм проявляется еще и в повторении. Недаром дети просят повторить давно знакомую сказку, им нравится гулять по старым маршрутам, играть в одни и те же игры.
Повторение вообще очень нужно малышу. Как правило, оно гораздо полезнее часто сменяющегося нового материала. Жаль, что родительское тщеславие иногда мешает взрослым понять это простое правило. Им кажется, что их гениальный малыш способен вместить в себя гораздо больше информации и тратить драгоценное время на повторение уже изученного материала глупо. Родители отказываются верить, что избыток впечатлений и нарушение привычного ритма могут сказаться на душевном и физическом здоровье ребенка. И что именно в этом корни плохого поведения малыша, его постоянных «беспричинных» капризов, негативного отношения к окружающему миру.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru