Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

Типичные педагогические жалобы: «В наше время дети относятся к учебе совершенно безразлично», «Дети невнимательны, у них нет мотивации». Как же пробудить познавательный интерес?
Профессор Карельского государственного педагогического университета Нина Скороходова убеждена: главную роль в развитии мотивации должны играть не внешние стимулы, не метод «кнута и пряника», а опора на собственные интересы ребенка, в первую очередь познавательные и социальные (самоуважение, признание товарищей).
В статье «Мотивация к учению: как управлять ее развитием» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 4 за 2006 год) автор не только знакомит читателей с современными научными взглядами на природу и развитие мотивации, но и дает множество практических рекомендаций. Так, при развитии мотива достижения Н.Скороходова рекомендует ориентировать ученика на самооценку, обсуждать достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.
В статье содержится масса идей, почерпнутых из опыта творческих педагогов. Как, например, уйти от скуки, которую порождает однообразная обстановка? «Учитель одной из наших школ придумал “стол загадок” с чередующимися выставками странных, необычных вещей, которые он находил сам или ученики приносили в класс. Очень часто экспонаты выставки становились “участниками” урока».
Автор подчеркивает зависимость мотивации от личностных установок учителя, влияние которых проявляется во всем, даже в «мелочах». Поэтому очень важно время от времени задавать себе вопросы: не увеличиваю ли я дистанцию между некоторыми учениками и собой? Улыбаюсь ли я одним ученикам, когда они подходят к моему столу, в то время как при появлении других сурово хмурю брови? Меняется ли тон моего голоса в зависимости от того, с каким учеником я разговариваю?

Второй номер журнала «КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ» посвящен организации и проведению классных часов. Номер открывает материал заведующего кафедрой теории и методики воспитания Псковского ИПКРО Е.Степанова «Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации». По мнению автора, в настоящее время «рождается новый тип классного часа – личностно-ориентированный». В отличие от традиционного он нацелен не на усвоение детьми принятых в обществе норм и образцов поведения, а на развитие «индивидуальности и субъектности ребенка, становление его уникального образа жизнедеятельности».
В статье описана технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. Назовем некоторые важные, с точки зрения автора, моменты и нюансы этой деятельности. При составлении тематики классных часов необходимо учесть индивидуальные особенности детей, их ценностные ориентации, интересы, потребности. Для этого можно воспользоваться предложенными в статье приемами и методами. Очень важно, чтобы в определении тем принимали участие дети и родители. В сценарном плане классного часа надо обязательно выделять время для действий, которые разворачиваются спонтанно. Главное назначение основной части – создать максимальное количество ситуаций, благоприятных для проявления детьми своей индивидуальности и творческих способностей.
В номере также размещены материалы со сценариями классных часов по самой разнообразной тематике: «Выбор профессии», «Человека создает его сопротивление окружающей среде», «Умейте всем страхам в лицо рассмеяться», «Доброе слово, что ясный день», «Имидж делового человека»…

Оказывается, метод «мозгового штурма» можно использовать для развития творческого мышления детей уже в начальных классах. О том, как это делать, рассказывает доцент кафедры методики начального образования Магнитогорского государственного университета Людмила Бушуева в статье «Активизация творческого мышления младших школьников» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ», № 4 за 2006 год).
Мозговой штурм, утверждает автор, может возникнуть в самых разных обстоятельствах: незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной), во время игры-занятия, при обсуждении какого-либо поступка, случая или фрагмента художественного произведения. Особенность проведения «мозгового штурма» заключается в том, что дети сами высказывают идеи (при этом всякая критика идей запрещается, а любая, даже самая фантастическая идея поощряется) и сами же корректируют их по ходу обсуждения. А чтобы запустить творческий процесс, были придуманы специальные задания. Вот одна из таких задач: в сказках встречаются самые необычные герои, например, с двумя головами. Скажите, какие преимущества появляются у сказочного существа благодаря этому качеству?
Другой метод развития творческого мышления называется «синетика». Для того чтобы его использовать, надо обучить детей различным творческим приемам, прежде всего построению аналогий. Автор приводит оригинальные задания, выполняя которые, дети научатся проводить не только прямые, но и так называемые личные аналогии, а еще символические и фантастические.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru