Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело
Людмила КОЖУРИНА

Про краску, школу и плохую погоду

О чем думают директора, о чем говорят учителя, что пишут в нашу газету

Активность высших чиновников – пример для местных. Вдруг методисты из районных отделов образования Московской области уже в мае стали требовать от школы программы воспитательной работы на следующий год. Программы обучения в классах коррекции, проекты по координации работы семьи и школы – это помимо привычных отчетов «на простынях».
А что, собственно, стесняться? Никто не мешает и дальше пойти…

Прецеденты

Почему бы в приказном порядке не заставить директоров провести ремонт школы прямо сейчас? «Подготовить школьное здание к новому учебному году к 23 июня. Директор должен сдать школу, прежде чем он пойдет в отпуск»… Такое распоряжение получила, например, директор школы № 4 г. Кирова Галина Бен: «Средства на ремонт департамент не может нам дать. Срочно заключаем договора с организациями, чтобы они выделили нам краску. Работать будут трудовые бригады десятиклассников под руководством учителей. Не бесплатно. Мы заключили договор с Центром занятости, и каждый ученик за 18 трудовых дней получит 1100 рублей». Несложная операция деления, и вы высоко оцениваете менеджерский ход руководителей образования. Главное, протестовать бесполезно. Директор школы № 9 из Игарки Галина Самуилова начала было разъяснять интересы детства начальнику образования, да осеклась: сначала зарплату не выдали только администрации школы, а потом бухгалтерия и вовсе табеля перестала принимать.

Правила хорошего настроения

Учителям ни знать, ни думать об этом не хочется. В эти дни на сайте творческих учителей педагоги обсуждают не что-нибудь, а… школьные традиции: «Они залог выживания школы, расскажите!»
Ильшат Губайдуллин из школы № 5 г. Бугульмы: «Свою воспитательную работу я стараюсь вести по заведенной традиции класса. В конце учебного года мы проводим классное шоу «Школьник года». На торжественную церемонию приглашаем родителей и учителей-предметников, просматриваем вместе все фотографии и видеофрагменты уходящего учебного года».
Ирина Иванова из школы № 1301 г. Москвы: «Я много лет веду школьный клуб путешествий. Собираю группу школьников на базе своего любимого
8 «А» – и в путь! В конце мая едем в Карелию. Один день полностью туристический, с рафтингом, сплавом по бурной воде на специальных лодках».
Елена Симонова из школы № 1228 г. Москвы: «В нашей школе много традиций, некоторые рождались на моих глазах. Многие существуют десятилетиями. Но особо хочу отметить проведение Книжкиной недели. Благодаря нашему уникальному библиотекарю Л.В. Ратнер эта традиция приобретает новые формы и все больше детей и учителей заражаются любовью к книге».
В каждой школе, оказывается, много писаных и неписаных традиций. Писаные – это те, список которых занесен в приложение к Уставу школы, своего рода план. Где-то Масленица, где-то Ломоносовские дни, а где-то чествование победителей конкурсов и олимпиад «Зажги свою звезду». А есть неписаные. Придумал, например, когда-то один учитель проводить 1 марта День весны. Самого учителя уже нет в школе, а традиция сохранилась. Или День Ежика, когда ученики всей толпой заходят к учителю и приносят с собой очередную игрушку – ежа. Приходят, конечно, поговорить, но ежик – знак их особой, отличной от других, среды общения. Да и кому не интересно на коллекцию таких ежико-дней посмотреть?

Разговоры на мертвом языке

Умиляться учительской изобретательности и незлобивости все уже привыкли. Улыбаться их «пусть они там себе», обращенному к власти, – тоже. А вот говорить о том, какую цену платит учитель за свой оптимизм, не принято.
«Все чаще ловлю себя на том, как мало я еще понимаю, т.е. подхожу к проблеме не с той стороны. Ни одну методрекомендацию нельзя рассматривать как программу к действию. Доверять учебникам, которые доктора педнаук пишут, тоже
нельзя. Надо самой все обдумывать, но как, когда?» – пишет учитель обществознания из подмосковного Воскресенска и добавляет: легче десяток открытых уроков провести, чем освоить канцелярский методический язык. А надо. От педагогов требуют описания «качественных изменений состояния обученности и воспитанности», предъявления «динамики роста», оценивания «результативности», доказательств «эффективности избранной технологии». Все эти цифры, графики и диаграммы учителю даром не нужны, у него, может быть, совсем другие представления о «выведении образования на новый качественный уровень». Однако он испытывает смущение: «А вдруг и вправду все, что я делаю, на развитии школьников никак не сказывается?» – и даже начинает доверять бумагам больше, чем себе.
Недопущение человеческого языка и здравого смысла в официальную методику, разумеется, сильно старит педагогическую науку. Но это полбеды. Неродственность методического и человеческого языков не содействует опыту видения учителем своих проблем. Пресекает, делает ненужными попытки профессиональной рефлексии. Учит «придумывать концепции», запоминать формы, запасаться схемами на все случаи жизни. Общаться «по модели взаимодействия», относить ученика «к типу» и немедленно перенимать модную педагогическую лексику. Входить в состояние «у меня уже все есть» и не приглядываться к школьной повседневности, не обращать внимания на живые детские импульсы.

Пусть светит!

Сопротивляться напряжению, идущему сверху, очень трудно. Не зависеть от погоды в политике образования учителю, кажется, просто невозможно. И все же не кто-нибудь, а учитель пишет: «Заполнение требуемых бумаг так же сочетается с развитием учителя, как божий дар с яичницей. Когда я начинал работать, очень тщательно составлял отчеты, обкладывался научной литературой и жутко выматывался. На следующий год определил для себя, что ни одну бумажку более чем полчаса не заполняю. Не только время появилось. Появилось понимание того, чем действительно нужно заниматься учителю».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru