Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Первая тетрадь
политика образования

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Недавно в Германии прошел Восемнадцатый международный конгресс сети продуктивных школ (INEPS). Его главной темой был вопрос: «Станет ли продуктивное образование возможностью для каждого?»
Изначально система продуктивного образования (обучение через реальную деятельность) возникла в разных странах в помощь государственным школам: это был шанс для ребят, которые не смогли в них учиться. Система «учения через работу» давно доказала, что может вернуть молодым людям, признанным неспособными к учебе, веру в свои силы. Однако до сих пор продуктивные школы не занимают равноправного места в системе массового образования. Почему?

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Решать за себя. И работать самостоятельно

Как часто этих умений не хватает ребятам, которым не нашлось места в массовой школе. И шансом для них становится система продуктивного образования

Продуктивное образование в мире

– Каждый человек талантлив. Но нет людей, талантливых во всех областях. И нет на свете человека, который ничего не может сделать, – сказал на открытии Ян-Хендрик Ольбертс, министр образования Саксонии. – За последние годы количество продуктивных школ в Саксонии выросло в три раза. И я надеюсь, будет продолжать расти, потому что результаты превзошли все ожидания. 92% учеников продуктивных школ (а в них пока учатся те, кто был неуспешен в обычной школе) получили аттестаты об образовании.
– Система продуктивных школ растет и у нас! – похвалился сотрудник Национального центра профессионального развития в образовании Финляндии Юха Лаатинен. – Более того, сейчас министерство образования попросило нас подготовить учителей для таких школ. Работать в продуктивной системе может далеко не каждый педагог, а нужна она многим ребятам: и особо талантливым, и неторопливым, и тем, у кого есть проблемы дома. Разным. Мы называем наш проект «Моя карьера», ведь наши ученики самостоятельно ищут свой путь в жизни. В последнее время мы начали очень плотно сотрудничать с министерством, точнее, оно – с нами. Это очень радует.
– В Греции школы продуктивного образования развиваются как центры по профилактике употребления наркотиков, – рассказала президент INEPS, руководитель движения «За новый стиль жизни» Анжела Пасса. – Сюда приходят дети всех возрастов, даже из начальной школы. Здесь у них есть возможность найти интересное занятие, чем-то увлечься, развить интерес к учебе. А человек, который нашел свое место в жизни, который успешен, вряд ли потянется к наркотикам.
– В Испании основной целью продуктивных школ является борьба с безработицей среди молодежи, ставшей серьезной проблемой в последние годы, – сказала сотрудник Института продуктивного образования Испании Мерсе Марсей. – Всем понятно, что безработными в первую очередь становятся молодые люди, не получившие сертификат о среднем образовании и поэтому не имеющие возможности продолжить обучение, получить профессию. В наших школах они пробуют себя в разных областях, а получив новый стимул для обучения, возвращаются к учебе и заканчивают общеобразовательную школу.
– Если бы мы пришли в поликлинику и попросили помощи у врачей, а те, вместо того чтобы помочь, рассказали бы нам об идеальном здоровье, к которому нужно стремиться, и, протестировав, сообщили, что мы больны, и с этим вердиктом отпустили, мы подумали бы, что врачи просто-напросто сошли с ума, – начал свою речь Брэт Шлезингер, директор американской национальной академии альтернативного образования. – В то же время система массового образования именно так и поступает. Вместо того чтобы искать пути для обучения каждого, всем предлагается одно лекарство – общая программа. А продуктивное образование дает возможность каждому молодому человеку найти свой путь в учебе. Поэтому оно должно стать полноправной альтернативой классно-урочному. Возможно, его методы подойдут тем, кто не может обучаться в системе общих программ.
Эмоциональное и острое, выступление Брэта Шлезингера задало тему для дальнейших споров и дискуссий.

Централизованные единые экзамены

Одной из основных проблем, поднятых на конгрессе, было участие продуктивных школ в централизованных экзаменах. Во многих странах такие экзамены считаются неотъемлемой частью образования (Франция, Ирландия), тогда как в других государствах – это нововведение последних лет. Так, в Германии только в некоторых регионах в этом году впервые был опробован такой экзамен по немецкому языку и по математике. В нем приняли участие и выпускники продуктивных школ. Казалось бы, что обсуждать: раз дети учатся, должны и экзамены сдавать, как все. Однако на самом деле в продуктивных школах на эти учебные предметы отводится в четыре раза меньше учебных часов, чем в общеобразовательных (основное время молодые люди занимаются в проектном режиме). Централизованные экзамены проводятся в виде тестов, на которые ребят необходимо «натаскивать» отдельно. Общие экзамены не проверяют коммуникативные способности выпускников, умение принимать ответственные решения, заниматься самостоятельно – именно этому учат в продуктивных школах.
Оказалось, что из девятнадцати стран, принимавших участие в конгрессе, только в одной нет, никогда не было и, похоже, не планируется единой централизованной проверки знаний выпускников школ. Речь идет о Финляндии – о государстве, система образования которого в последние несколько лет вызывает наибольший интерес у всех исследователей: финские ученики показали наилучшие результаты в международном исследовании PISA. Оказывается, в Финляндии не существует единых требований к проведению итоговой аттестации учащихся. Каждый педагог должен сам найти способ проверки тех навыков и знаний, которые он развивал в ходе своей работы.

Национальные меньшинства

Ни для кого не секрет, что большинство неуспешных учеников являются представителями национальных меньшинств. Продуктивные школы во всех странах давно стали воистину интернациональными: в группе из 10–12 человек, как правило, учатся ребята 6–8 разных национальностей. Работа учителей с этими учениками осложнена не только языковым и культурным барьерами. Почти все дети из семей эмигрантов за свою короткую жизнь пережили ужасы насилия, террора или войны. Многие из них настроены агрессивно не только по отношению к школе, но и по отношению ко всему окружающему миру. Работа с этими детьми требует от учителя понимания чужой культуры, внимательного отношения к личным проблемам каждого ученика.
В США, Франции, Финляндии уже разработаны специальные системы по реабилитации детей из семей эмигрантов, существуют специальные образовательные программы, которые в основном действуют на базе продуктивных школ. К сожалению, в современном мире нет государства, в котором не существовало бы национальных меньшинств, и Россия – не исключение. Было решено посвятить один из следующих конгрессов продуктивного образования обмену опытом по работе с нацменьшинствами.

Работа с родителями

Отдельно обсуждались способы работы с родителями учеников. Как вызвать родителей в школу? Как вести разговор? Что может быть положительным результатом этой работы?
Правила, которые используют педагоги в своем общении с ребятами: не ставить вопросы перед ними, а помочь сформулировать собственные вопросы; не давать готовых ответов, а помочь найти собственное решение, – используются и в работе с родителями. А результат не заставит себя ждать. Родители и их сложные, непослушные дети-тинейджеры находят новые серьезные темы для общения. Они часто начинают лучше понимать друг друга, обсуждая реальную деятельность молодых людей, а не их отметки, помогая друг другу. Многие учителя продуктивных школ специально организовывают знакомства родителей, чьи дети имеют сходные проблемы. И тогда родители начинают помогать друг другу, что заставляет их по-новому посмотреть и на собственного ребенка.

Международные обмены

Между продуктивными школами разных стран давно налажено тесное сотрудничество. Группа ребят одной школы едут в другой город или в другую страну, и выполняют совместные проекты. Это нужно для того, чтобы показать молодым людям разнообразие мира, чтобы научить их общаться не только с теми, кто постоянно рядом, но и с новыми людьми. Конечно, международные обмены интереснее внутренних, но далеко не все могут найти средства на дорогу в другую страну. Опыт работы немецких школ показал: обмены школьниками внутри одного государства не менее эффективны, чем международные. Главное – вместе с ребятами найти (создать) интересный проект, который смогут выполнить за одну-две недели ученики двух школ. Проекты бывают творческие (например, «Совместное строительство памятника мусору»), исследовательские (экология, история какого-то места), трудовые (совместная работа на рабочих местах в новом городе, например, в гостинице или в ресторане).

…Закончить хотелось бы словами еще одного участника конгресса, Хильдбург Фрейник, сотрудника Института продуктивного образования в Европе: «Думаю, что молодые люди, которые являются не только учениками, способными запоминать то, что положено по программе, но людьми, умеющими самостоятельно думать, задавать вопросы, нести ответственность за собственные действия, не совсем угодны современному обществу.  Продуктивное образование станет реальной возможностью для каждого только тогда, когда наши государства будут нуждаться в свободных, самостоятельно мыслящих людях».


Родословная идеи

В 1983 году несколько немецких учителей и ученых посетили школы в Нью-Йорке, которые назывались «Город как школа». Идея возвращения молодых людей к учебе через предоставление им возможности поработать на конкретных рабочих местах в городе понравилась, и, возвратившись в Берлин, они основали там аналогичную школу. Через семь лет, в 1990 году, они же основали международное сообщество учителей INEPS – сеть продуктивных школ. В настоящий момент в него входят педагоги из двадцати трех государств, организовавшие подобные проекты в своих странах.

INEPS в интернете


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru