Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

Что первым приходит в голову, когда мы слышим о нарушении прав ребенка? Жестокость родителей, сироты, потерявшие жилплощадь. Выходит, главные защитники детей – милиция и органы опеки.
Но на самом деле защищать детские права должны люди в пиджаках и галстуках, которые не проводят рейдов, а пишут законы, издают постановления и распоряжения. Именно законодательство и административная система страны должны быть выстроены в интересах детей. Тогда и милиции с опекой меньше будет работы. Но пока мы видим совершенно обратное: нормативно-правовые акты, непосредственно касающиеся детей, диктуются отнюдь не заботой об их благе.

Между правами ребенка и интересами государства

Из доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.ЛУКИНА “Права человека и модернизация российского образования”

Гарантии и льготы

…Сегодня многие государственные гарантии и социальные льготы, действовавшие ранее, отменены. Так, в соответствии с новой редакцией Закона Российской Федерации “Об образовании” из него исключены положения о государственных гарантиях развития образования, о финансовых обязательствах перед системой образования, о недопущении сокращения количества студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета. Отменено большинство видов льгот и социальной помощи, гарантий и компенсаций как учащимся, так и преподавателям.
Помимо этого отменены: дополнительное финансирование на обучение детей с ограниченными возможностями, одаренных детей; выплаты родителям (законным представителям) государственных пособий по уходу за ребенком до определенного законом возраста, пособий малообеспеченным семьям, дополнительных денежных средств родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование ребенка в семье.
Такая же линия проводится государством и в отношении дошкольного образования. В частности, из статьи 18 Закона Российской Федерации “Об образовании” исключено положение о том, что “государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения”.
…Особо следует отметить, что федеральная власть фактически сняла с себя нормативно зафиксированные финансовые обязательства перед российским образовательным сообществом. В новой редакции Закона Российской Федерации “Об образовании” статья 40 “Государственные гарантии приоритетности образования”, устанавливающая государственные гарантии ежегодного выделения финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, была исключена.

Доступность образования

Принцип общедоступности и бесплатности нарушается уже на уровне дошкольного образования. При увеличении в последнее время уровня рождаемости и, как следствие, возрастании спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений наблюдается устойчивая тенденция сокращения их общего количества, перевода на платную основу или перепрофилирования. Это неизбежно приводит к появлению в оставшихся учреждениях различного рода конкурсных отборов, а также к введению дополнительной, нередко “теневой” платы за предоставление определенных услуг.
Такое же положение существует и при приеме в младшие и старшие классы общеобразовательных учреждений. Между тем использование при приеме в общеобразовательные учебные заведения конкурсов, собеседований и разного рода “самопальных” тестов, равно как и введение платы, например, под видом “спонсорского взноса”, есть прямое нарушение норм российского законодательства.
...Также всем известно, что обучение в образовательных учреждениях детей-сирот, детей-инвалидов, инвалидов I и II групп и некоторых других категорий требует дополнительных затрат. Поэтому уже на этапе вступительных экзаменов администрации вузов порой осознанно изобретают неформальные преграды для молодых людей этих категорий.

Стандарты и норматив

Обращают на себя внимание некоторые не вполне “безобидные” новации, предлагаемые к реализации на уровне общего образования. В частности, разрабатываемые новые образовательные школьные стандарты предполагают сокращение учебной нагрузки на 25 процентов. На практике эта новация чревата снижением либо качества получаемого образования, либо его доступности, поскольку предполагается, что урезанные 25 процентов учебной нагрузки будут просто оплачиваться непосредственно родителями учащихся по желанию и, следовательно, будут носить факультативный характер.
Вряд ли оправдана и планируемая замена сметного финансирования образовательных учреждений нормативным. Переход на нормативное финансирование может повлечь за собой закрытие школ, лицеев, гимназий и других образовательных учреждений с малым количеством учеников.

ЕГЭ

В том виде, в котором он предложен Министерством образования и науки Российской Федерации, проект выглядит недостаточно подготовленным и, что особенно важно, не вполне понятным для общества.
При введении ЕГЭ должна сохраняться добровольность его выбора не столько вузом, сколько непосредственно самими учащимися как возможного способа итоговой аттестации и перехода на следующую ступень обучения.
Также нельзя не отметить, что внедрение ЕГЭ в неразрывной связи с адресным финансовым обеспечением абитуриентов в перспективе способно сделать неустойчивым финансирование вузов, поставив его в зависимость от притока студентов с государственными именными финансовыми обязательствами. Не надо быть пророком, чтобы предположить, что дело может кончиться банкротством многих государственных вузов. В действие вступят законы рынка: пойдет процесс разгосударствления вузов-банкротов, логической конечной точкой которого может стать уход государства из сферы финансирования высшего образования.

С учетом сказанного представляется целесообразным:
– внести поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусмотрев введение Единого образовательного налога с доходов физических лиц. Налог должен уплачиваться гражданами в размере 1 процента вместе с единым социальным налогом. Предлагаемый Уполномоченным единый образовательный налог составит около 33 млрд рублей. Что позволит увеличить расходы федерального бюджета на сферу образования не менее чем на 20 процентов (на 2006 год бюджетные ассигнования на образование запланированы на уровне 206 млрд рублей);
– разработать и ввести систему налоговых льгот для спонсоров и инвесторов учебных заведений;
– внедрить программу образовательных кредитов для молодежи;
– внести поправки в Закон Российской Федерации “Об образовании”, устанавливающие категории граждан, которым предоставляются льготы для поступления в высшие учебные заведения на бюджетные места. В частности, к таким категориям граждан могут быть отнесены дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, дети из сельской местности; участники боевых действий, лица, прошедшие военную службу по призыву и контракту; лица, пострадавшие от террористических актов. Для подростков из малообеспеченных семей нужно предусмотреть бесплатное обучение на подготовительных курсах;
– создать так называемую “ярмарку вакансий” на всей территории России посредством разработки единого реестра требуемых специальностей и вакансий для претендентов. Это позволит абитуриентам иметь информацию о востребованности той или иной специальности и вакансиях по всей стране;
– довести в ближайшее время реальное ежегодное государственное финансирование образования до объема 6–8 процентов ВВП по примеру европейских государств;
– внедрить практику, в соответствии с которой все нормативные акты, регулирующие вопросы образовательной сферы, на этапе их разработки и принятия наряду с установленными законом процедурами проходили бы общественное обсуждение.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru