Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ
 

Марина ЧУБУКОВА

Найдите, прочитайте, перепишите...

Культуру ведения урока во многом определяют типы заданий учебника, их формулировка

Модель самой распространенной фразы из методического пособия: «Спросим ребят о том-то, и они ответят нам то-то».
Педагогический вопрос, в отличие от обычного, должен программировать мысль ребенка.
Большинством своих вопросов мы не спрашиваем ребенка о чем-то существенном, а наводим его на ответ. Все десять лет – фронтально, у доски, в тетради – он тренируется угадывать. И на выпуске из школы уже не ощущает лицемерия такого вот задания ЕГЭ по русскому: «Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора». Он хорошо слышит школьный перевод этих слов: «Ну, ученик, подыграй нам, сделай вид, что тебе все понятно. Что ты с ходу разбираешься в проблемах автора, книг которого не читал, верно судишь о том, что тебя не трогает.
Тебе же аттестат нужен? И ты не совсем глуп, чтобы, зная критерии, не написать эту работу».
...На самом деле дать задание – дело очень ответственное для педагога. Равносильное тому, как дать направление человеку, плохо ориентирующемуся в незнакомой местности.

Спонсор публикации статьи: интернет портал готовых презентаций Prezentacii.com. Посетив портал, который располагается по адресу http://prezentacii.com, Вы найдете большое количество бесплатных презентаций в формате PowerPoint, на самые разные темы, по основным предметам школьной программы. А так же к Вашим услугам обучающие видео уроки и шаблоны, которые помогут научиться создавать собственные презентации.

Подсчитано: на уроках речевая деятельность учителя занимает 70% времени, а учащегося – 20%. Остальное время – паузы, замешательства, отвлечения учащихся, вопросы, просьбы повторить сказанное учителем. Таким образом, развитие речи в условиях каждодневной многочасовой практики становится уделом не учащегося, а учителя. Такая важная часть урока, как преодоление ситуативно возникающих проблем, в числе которых познавательные и коммуникативные, решаемые посредством диалога, у нас считается «срывающей учебный процесс».
Наш урок изобилует императивными шаблонами: «обязательно для всех», «в строгой последовательности», «единые требования к оформлению», «если не выполнишь, то…»… Сами по себе такие структуры речи учителя носят угрожающий характер. «Обязательно для всех» – угроза нивелирования личности, индивидуальности. Модель «если – то» заставляет адресата примерять на себя непрестижные ситуации. Особенно угнетает обобщенное «все», «для всех».
Изменить язык урока очень трудно хотя бы потому, что этому препятствует язык учебника, нашего первого спутника в образовании.
Нами проанализированы тексты заданий из учебников по алгебре, биологии, математике, истории для восьмого класса. Мыслительные и практические операции, ожидаемые от ученика, задаются, как правило, конструкциями с императивными глаголами или модальными конструкциями.
Лидерами по встречаемости оказались задания «найдите», «прочитайте» и «перепишите».
Искать предлагается глаголы, предложения, слова, описания, главные члены, значение дроби, выражения. Область определения функции, значение t, скорость v, корни уравнения, числа, сторону квадрата. Аналогично – «укажите», «определите». Напрямую в значениях этих слов речевая активность ученика не заложена. А задания, выраженные словами «прочитайте» и «перепишите», предполагают репродуктивные действия, носят накопительный характер. Наверное, по замыслу авторов учебников, они должны служить фундаментом для продуктивной деятельности учащихся. На практике такие задания воспринимаются как призыв к чисто механической работе.
Другой тип заданий, широко представленный в современных учебниках, – это задания-вопросы. «Как изменилось в результате реформ Петра I российское общество?», «Почему этот текст разделен на три абзаца?», «Что называется решением системы неравенств?». Эти задания, по методическому замыслу, должны выражать коммуникативную цель учителя спросить и коммуникативную цель ученика ответить. На самом деле ответа на свой вопрос учитель может и не дождаться или услышать неудовлетворительный ответ. В практике наводящие вопросы, проясняющие суть заданного вопроса, выглядят так: «Что такое карликовое государство?». Молчание. «Кто такие карлики?» – «Это укороченные люди»... Диалог показывает, как учитель, навязывая образное объяснение термина, предлагает ученику воспользоваться образом-аналогом, но ход оказывается неудачным, поскольку ребенок использует при ответе нестандартное сочетание, заменяя им более простое и правильное – «маленькие люди». Диалогического пространства такие задания, разумеется, не создают.
Помочь организовать учебный процесс таким образом, чтобы язык на уроках использовался максимально осознанно, могли бы задания «оцените», «охарактеризуйте», «мотивируйте», «выразите», «поразмыслите». Но их частотность в учебниках крайне низка: 1–3%.
Такое положение дел привело к тому, что на вопрос «Как готовиться к написанию сочинения по литературе?» нынешние ученики отвечают: «Слова учить».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru