Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Количество родителей, присутствующих на родительском собрании, нередко единственный показатель их активности, участия в жизни класса, интереса к проблемам школы. Ну а если этого интереса нет? И собрание, даже раз в четверть, кажется родителям пустой тратой времени?
Но может быть, несколько простых правил помогут учителю наладить совместную работу.

Учитель и родители

Беседа на собрании...

Очевидно, что тема собрания должна быть понятной родителям, то есть не посторонней для них: минимум общего, только конкретно и об их детях.
Начинать желательно с позитивного, затем уже говорить о негативном, но завершать разговор предложениями на будущее.
На всякий случай не забудьте напомнить родителям, что не вся информация, полученная от учителя, может быть передана детям.
Во время собрания обращайтесь к родителям по имени и отчеству, а не «мама Маши Симоновой», например.
Старайтесь разговор вести о проблеме, а не о конкретном ребенке. Иногда лучше говорить притчами, то есть рассказывать истории о чужих детях, в которых можно узнать своих.
Желательно не ругать персонально. От вас ждут рецептов, а не упреков. А хвалить можно поименно, но за конкретный труд, а не за талант.
Не стоит также осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания; сравнивать успехи отдельных учеников и разных классов; давать негативную оценку всему классу; переоценивать значение отдельных предметов.
При необходимости не стесняйтесь попросить родителей о помощи. Ваш диалог с родителями строится исключительно конструктивно: есть проблема, для ее решения неплохо было бы сделать то-то и то-то, со своей стороны я постараюсь, а вы со своей – попробуйте…
Нередко мы не замечаем, что разговариваем с родителями, как с учениками на уроке. Этот тон неуместен.
Тем не менее не забывайте четко обозначать свое профессиональное поле и говорить исключительно в его пределах.
В конце собрания не забудьте поблагодарить всех, кто нашел время прийти на собрание, особенно отцов. Убедите родителей, что вы хорошо понимаете, как трудно детям учиться. Подчеркните, что неуспевающий ученик еще не означает «плохой человек». Предложите оценивать успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
Собрание может считаться удачным, если родитель уйдет с него с ощущением, что он не только должен, но и может помочь своему ребенку.

...и с глазу на глаз

Сначала спросите себя: чего я жду от этого разговора? Если просто выговориться, осудить действия ученика или методы его воспитания, то этот путь неэффективен и не облегчит вашу работу.
Если во время обсуждения присутствует ребенок, помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере на людях) прежде всего адвокаты своих детей.
Не полагайтесь на слухи. Пользуйтесь только достоверными фактами и не поощряйте ябедничество.
Говорите о конкретных вещах, старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа «плохо себя ведет», «не хочет учиться». Выражайтесь яснее: «Не сделал два домашних задания по математике», «Отказался отвечать на уроке химии»…
Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на угрозы и наказание.
Если вы решили поговорить с родителями того или иного ученика, то не «вызывайте» их в школу, а «приглашайте». И желательно – если не экстренно– заранее. Можно и самому напроситься в гости.
И наконец, мы должны всегда помнить: до тех пор пока встреча учителя и родителей будет для ребенка наказанием, рассчитывать на полноценное сотрудничество преждевременно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru