Вторая тетрадь
школьное дело
|
ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД
Стиль отношений в школе
Определить его нетрудно. А поменять?
То, что называлось раньше духом, атмосферой, укладом, теперь принято называть корпоративной культурой. Это стиль поведения и обращения друг к другу, манера одеваться. В компаниях принято соблюдать нормы корпоративной культуры, о них предупреждают новичков. В школах же корпоративная культура хоть и существует, но не формализуется, специально не обсуждается. Это странно: именно в школе стиль отношений непосредственно влияет на результат работы – на воспитание учеников. Дух сотрудничества, творчества, взаимной поддержки – наилучшая среда для комфортного и эффективного развития детей. Ведь дети, как правило, воспроизводят модели поведения взрослых.
Насколько отношения в вашей школе располагают к сотрудничеству и демократичным взаимоотношениям, можно примерно оценить, выбрав один из вариантов ответов.
Приходит ли администратор на педсовет (а учитель – на классное собрание) с готовым решением?
– Да.
– Решение принимается в ходе дискуссий и обсуждения.
Можно ли обсуждать и оспаривать принятое руководителем решение?
– Нет.
– Да.
Администрация, руководители методических объединений публично представляют анализ деятельности школы: что было запланировано, что удалось и не удалось, почему.
– Нет.
– Да.
Работа по совместительству, участие по собственной инициативе в фестивалях, проектах и конкурсах…
– Воспринимается с неодобрением.
– Приветствуется администрацией и коллегами.
При столкновении производственной необходимости с личными обстоятельствами…
– Работнику не «идут навстречу».
– Стараются выручить, договариваются о подмене.
Участие детей в педагогических советах…
– Не допускается никогда.
– Считается нормальным.
При принятии решений учитываются мнения…
– Только опытных, заслуженных ветеранов школы.
– Возраст и количество проработанных в школе лет значения не имеют.
Наверное, вы уже догадались, что если первых вариантов ответа набралось больше, в вашей школе принят, скорее, авторитарный стиль руководства.
Если же у вас больше вторых вариантов, отношения можно охарактеризовать как демократические или склонные к демократизации. Это означает, что работники школы имеют большую или меньшую возможность влиять на административные решения, высказывать свое отношение к политике руководства, проявлять инициативу.
Как один, так и другой тип организационной культуры влияют на стиль поведения учеников вашей школы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|