Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Вот загадка, вот вопрос, который с предельной жесткостью встает вдруг перед ребенком, превращающимся в подростка: что есть Я?
Где Я? Кто Я?
И острое переживание своего почти вселенского одиночества, когда никому на свете невозможно сказать об этом.
Пожалуй, лишь за себе подобных можно хоть как-то зацепиться. И в общении спрятаться от страха перед самим собой.
Лишь бы не касаться того, что творится внутри.
Существование на грани. С непрерывными эмоциональными срывами, с жесточайшим протестом против любого намека на педагогическую манипуляцию.
И одновременно – с сумасшедшей, иррациональной и никогда не проговариваемой вслух надеждой на понимание.

Ирина КАЛИСТРАТОВА
Нижний Новгород

Угадать по орнаменту

В такие минуты у кого-то из ребят появляется уверенность в себе, а кто-то становится менее самонадеянным

Присмотритесь, как выглядит обычный подросток из обыкновенной школы: прячущийся, скрывающийся человек. Он натягивает рукава свитера до кончиков пальцев, шапку нахлобучивает на глаза. Мешковатая одежда скрывает тело, за однотипными словесными клише не разглядеть индивидуальности. Подростки отгораживаются, замыкаются, обособляются. Для чего? Чтобы сохранить себя, свой внутренний мир? Но ведь в вакууме невозможно развиваться...

По субботам после уроков старшеклассники могут прийти в комнату отдыха к психологу. Они и приходят. Кто-то участвует в разговоре, кто-то только наблюдает, а то и просто долго стоит у окна, вроде бы даже не вникая в гомон комнаты.
Большая группа, малые группы, отдельный человек. Он всегда появляется вдруг, как бы вырываясь из кокона.
Рисуем руку другого человека. Надо сесть напротив, положить свою руку на стол. Предоставить другому возможность смотреть на нее и срисовывать. Рука исследуется в процессе рисования – и тем, кто рисует, и тем, кто позирует. Сначала начинают говорить о руке, потом достаточно быстро – об особенностях характера человека, о его привязанностях и привычках. А заодно, конечно, о себе, каждый о своем. И даже если замолкают, вглядывание в другого не прекращается. В такие моменты у кого-то появляется уверенность в себе, а кто-то становится менее самонадеянным. Атмосфера доверия длится и длится. Так проще говорить о наболевшем, тревожащем.

Мандала – узор в круге. Рисунки получаются разные. Эту игру они предложили сами: не будем подписывать, чтобы потом, перемешав, угадывать, кто рисовал.
Кто может быть автором этой мандалы? Невозможно отнестись невдумчиво к тому, как другой человек чувствует себя в жизни. Правда, одно дело, когда мама или учительница говорит, другое – когда сверстник точно угадывает тебя по орнаменту.

Взяли в разработку пьесу. Ученица сочинила – о жизни сверстников. Пьеса просто никакая, схематичная, но девушка разрешила нам разыгрывать сцены по-своему. Сначала предлагали дикие варианты. Потом разбились на команды по три человека, сели думать серьезно. Появились варианты получше. Стали записывать диалоги, представляли целые сценки. Наконец раздались первые аплодисменты. Коллективное творчество приняли единодушно хорошо.

Обсуждаем вместе: когда у команды не получается работа? Только тогда, когда не смогли договориться. Одна из девушек, оказывается, играет роль, которая ей не нравится. Она отказывалась, но на нее надавили большинством. Подчинившись внешне, она бойкотировала процесс изнутри. Почему-то никому не хочется тратить силы и время на то, чтобы вникать, выслушивать, обсуждать разногласия. Все спешат решить проблему быстро.

Сцену о том, как ученик не дает однокласснику списать, придумала и хочет сыграть девочка, которая как раз никогда не может отказать. Проигрывается то, что копится внутри на уровне ощущений, но не проявлено. То, что прячется за неуверенностью.
В них намешаны взаимоисключающие состояния: стыдно читать стихи с душой, но не зазорно громко горланить песню «Я тебя хочу».

Потребность в самопредъявлении в этом возрасте огромная. Они разные. Приходится подбирать способ, который помогает увидеть себя каждому отдельно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru