Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Евгений ПЕТРОВСКИЙ

101 с половиной урок про жизнь

Известный американский ученый-психолог Роберт Стернберг (Robert Sternberg), профессор психологии и педагогики Йельского университета, автор новейших исследований в области интеллекта, недавно выпустил уникальную в своем роде книгу под названием «Сто один с половиной урок».
Чем же уникальна эта книга и почему такое название?
Дело в том, что однажды знаменитый профессор вдруг понял: замечательно эрудированные студенты, аспиранты, молодые ученые, с которыми его сводит университетская жизнь, не умеют, похоже, самого главного – не умеют жить. Они обижаются, когда для этого нет оснований. Отступают, когда, казалось бы, осталось только чуть-чуть подналечь, и дело сдвинется с мертвой точки. Они пасуют перед простыми задачами, потому что простое для них недостаточно ценно. Они не умеют делать выбор, потому что выбор – это всегда предпочтение, а они не готовы отказываться от одного во имя другого.
Все это не новость. Каждый из нас знает, как постепенно, проходя через испытания, мы сами учимся жить. И уж тем более про это знают психологи. Но то ли действительно происходит какая-то глобальная смена поколений, то ли проявился синдром большого ученого, вдруг столкнувшегося с новой для себя проблемой, но так или иначе, профессор Стернберг направил весь свой интеллект на то, чтобы понять, что это за умение – умение жить?
В поисках ответа он обратился к истории собственной жизни, жизни своих коллег… Так родилась книга, состоящая из ста одного с половиной жизненного урока.
Это не просто советы молодым, а именно истории-уроки, часто очень личные, в которых, на взгляд Стернберга, проявилась эта самая компетенция с условным названием «жизненность».
И хотя, с точки зрения многих критиков, американский профессор Стернберг никаких Америк не открыл, книга быстро стала популярной. Секрет этой популярности, по-видимому, в том, что точно угадана и ясно заявлена основная проблема современной педагогики, о которой один знакомый директор школы недавно сказал: «Мы так боимся жизни, что чаще всего учим жизни ровно так, как когда-то учили информатике. Без компьютеров…»

Вот некоторые из советов профессора Стернберга:
l Не относись к себе слишком серьезно. Не будь ни святым, ни грешником, ни слабаком. Старайся никогда ничего не принимать на свой счет.
l Хорошие отношения со всеми невозможны.
l Не только никогда не наговаривай на людей за их спинами, но и сам никогда не принимай подобной информации от третьего лица. Считай, что ты этого не слышал. И уж конечно не будь злопамятным.
l Бойся прямой связи между делами и вознаграждением. Не продавайся.
l Умей говорить «нет». Но не вместо «да», а вместо «не знаю».
l Победа не в том, что обошел другого, а в том, что нашел свой путь, свою нишу.
l Очень важно понять, что в мире есть место несправедливости. Но еще важнее понять, что от этого мир не становится менее справедливым. Воспринимай поражения как поле новых возможностей.

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru