Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Первая тетрадь
политика образования

Пятый Московский педагогический марафон учебных предметов стартовал 13 марта. По традиции каждый день марафона посвящен одной учительской специальности, ее современному видению. Лекции, семинары, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, презентации книг и учебников, выставка-продажа учебно-методической литературы – в эти дни в залах Московского Дома учителя царит редкостное разнообразие форм профессионального общения педагогов.
Марафон продлится до 14 апреля, а пока – наши первые репортажи с праздника.

Первые 8 дней

ТРЕТЬ ДИСТАНЦИИ ПРОЙДЕНА!

13 марта, День школьной администрации, безопасности школы и здоровьесберегающих технологий
С самого начала неожиданную тональность задал директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский на лекции «Безопасность школы». Заборы, охрана, сигнализация, угроза терроризма – все это, по мысли Ефима Лазаревича, лишь малая часть безопасности школы. И далеко не самая важная. Рачевский насчитал пятнадцать видов безопасности школы, тесно взаимосвязанных друг с другом: это и финансовая безопасность, и правовая, и технологическая, и политическая, безопасность культурная, педагогическая, наркологическая, противопожарная и информационная, террористическая и этическая. Кратко набрасывая опасности, Рачевский тут же давал рецепты их нейтрализации.
Профессор Московского городского психолого-педагогического университета Марина Битянова говорила о психологии деловых отношений директора и педагога: если один учитель свободно чувствует себя в рамках авторских программ, то другому необходим четкий план работы, однако в пределах этого плана он способен творить чудеса. И здесь очень важно, чтобы директор умел находить баланс внутри педагогического коллектива.
Генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков демонстрировал учебники нового поколения и на вопрос, где школа может взять проектор, чтобы воспользоваться новинкой, ответил: «Мы постраемся включить оснащение школ проекторами в национальный проект».

14 марта, День учителя русского языка
Научный сотрудник ФИПИ Ирина Цыбулько рассказывала о ЕГЭ-2006: «Ребенок может давать аргументы в трех возможных вариантах: с опорой на логику, на свой читательский опыт и на жизненный опыт. Он свободен в своем выборе». Для тех, кто хотел бы узнать о ЕГЭ более подробно – телефон Федерального института педагогических измерений: 509-19-92.
Преподаватель Института лингвистики РГГУ Светлана Евграфова провела практикум по анализу текста: «Откройте Чехова на любой странице и начните смотреть вместе с учениками. Сколько поводов для разговора о языке!» Слушателям было заметно: такой подход требует изрядной эрудиции и внутренней свободы учителя.
Заместитель директора гимназии № 1541 Ольга Дроздова рассказала о всероссийской конференции для школьников «Языкознание для всех», которая проводится в гимназии уже в десятый раз. Тема конференции 2006: «Лингвистика на стыке наук». Телефон гимназии 431-72-41. Приглашаются все.
…Важная новость большой науки: создан Национальный корпус русского языка. Словарь, грамматика и корпус текстов.
Об этом рассказала Екатерина Рахилина, доктор филологии из Института русского языка им. Виноградова: «Место, где вы можете получить любую информацию о русском языке, – http://ruskorpоra.ru».

15 марта, День учителя литературы
Дискуссионный клуб «Школьная классика и возрастные особенности учеников». Ведущий Сергей Волков: «Чтобы увлечь детей, приходится нарушать каноны академического литературоведения. Иначе не загорятся глаза».
Мастер-класс Юлия Халфина «Изучение романа «Евгений Онегин» в школе» посвящен очищению произведения от стереотипов восприятия и преподнесения.
Известный прозаик Алексей Варламов, доктор филологических наук, говорил о сегодняшнем дне русской литературы: «У нас, к сожалению, мало экологически чистой, целомудренной прозы, но она стала появляться».

16 марта, День школьного библиотекаря
Главными действующими лицами этого дня стали не книги, как можно было бы ожидать, а интернет и электронные носители информации.
…Утренний семинар был посвящен интернету как средству привлечения к чтению. Главный библиотекарь Государственной детской библиотеки Елена Голубева: «Библиотека должна служить определенным фильтром, который из всего многообразия представленной в сети информации будет выбирать и рекомендовать школьникам и учителям только самые качественные и полезные ресурсы».
Тему интернета и воспитания читательской культуры развила Ирина Романова, директор программы «Чтение» Пушкинской библиотеки: «Юные читатели, по нашим опросам, реже всего находят интересные книги в школьных библиотеках». Несколько полезных ссылок от Ирины Романовой: Электронная библиотека Максима Мошкова – http://lib.ru/ – здесь есть почти вся классика, очень много современной литературы, большой раздел сказок. Открытая русская электронная библиотека http://orel.rsl.ru/ – ресурс Российской Государственной библиотеки. Русская литература и фольклор http://feb-web.ru/ – самое полное собрание русских сказок, выверенное академиками РАН. Сайт Сказка http://www.skazka.com.ru/ – здесь можно не только почитать сказки народов мира, но и разместить сказку собственного сочинения. На Живой журнал http://www.livejournal.com/ предлагалось обратить особенное внимание, так как он пользуется огромной популярностью среди молодежи.
Сотрудники Пушкинской библиотеки презентовали новую программу: «Школьная библиотека». Директор проекта – Надежда Габрусева. Программа призвана помочь школьному библиотекарю сориентироваться в море учебной литературы. Планируется создание и рассылка по образовательным учреждениям каталога литературы. Проект предполагает открытие «горячей линии», по которой каждый потерявшийся в море информации сможет получить консультацию специалистов Пушкинской библиотеки.
К трем часам дня на выставке-ярмарке раскупили почти все электронные учебники…

17 марта, День учителя мировой художественной культуры, музыки и ИЗО
Заслуженный артист России Александр Майкапар провел беседу у рояля «Музыка Моцарта сегодня». Речь шла о новых интерпретациях великой музыки и о старых: «Пушкин поразительно почувствовал важнейшую особенность музыки Моцарта – его таинственное “вдруг”».
Выставка, которую развернула Ольга Коблова, педагог Центра образования № 293, и ее мастер-класс «Коллективные формы работы на уроке ИЗО» поразили всех.
Анна Вачьянц, преподаватель МХК, кандидат педагогических наук, провела лекцию-экскурсию по афинскому Акрополю. Новые компьютерные технологии позволили создать эффект полного присутствия в Древней Греции.
Страстные споры на круглом столе «Может ли школа научить понимать искусство?». Ведущий – Марк Сартан. Правильно ли мы делаем, что пытаемся научить детей понимать искусство, которое не для них предназначалось? Что значит – понимать искусство? Ремесленник делает вещь. Художник оставляет сгусток энергии. Это и есть то сообщение, которое автор нам передал.

20 марта, День учителя истории
Все встречи дня говорили об одном: история – это глубоко личное сопереживание событий, пусть и далеких. Это понимание трудной судьбы своей страны, людей, ее строящих.
Андрей Лукутин, учитель московской школы № 666, дает урок «Информационные технологии на уроке отечественной истории». И всем понятно: в качестве устройства, моделирующего определенные предметные ситуации, компьютер незаменим.
Ольга Кишенкова, кандидат исторических наук, член предметной комиссии Минобрнауки РФ, рассказывала о современных тенденциях в тестовых технологиях по истории и обществознанию: «Тестовые задания перестраиваются с репродуктивных на продуктивные, операционные. В перспективе все задания ЕГЭ будут операционными. Тесты проверят, насколько хорошо ученик умеет раскрывать смысл понятий, таких как, например, “социальная мобильность”, “политический плюрализм”». Московский центр качества образования, центр диагностики и мониторинга готов помочь всем учителям города, области, страны: можно получить готовые тестовые задания, а можно – пособия по составлению собственных КИМов. Для конкретного класса, группы учеников.
Круглый стол «Современные музейные технологии в преподавании москвоведения» вела Людмила Гусарова, заместитель директора Музея истории Москвы: «Мы крайне заинтересованы в сотрудничестве с историками разных школ. Дело учителя – поддержать увлечение ученика музеем и музейной работой, показать, насколько ценно для его образования “пропадание” в архивах, составление собственной авторской экскурсии, работа с группой, особенно если слушатели старше ведущего».

21 марта, День учителя географии
Алексей Горкин, доктор наук, рассказывает о географии как языке современной цивилизации: «События, происходящие на одном конце земного шара, могут очень быстро переменить обстоятельства жизни людей за тысячи километров».
«ЕГЭ по географии в 2006 году». Член федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ для ЕГЭ по географии Вадим Барабанов: «Впервые в экзамен включены задачи на определение субъекта Российской Федерации по описанию. Задачи на построение рельефа местности по топографической карте».
Главный редактор газеты «География» Ольга Кротова ознакомила участников марафона с новыми проектами издания. Практически в каждом номере газеты публикуются оригинальные карты: «Движение населения в регионах России», «Моря, омывающие территорию России», «Атомные электростанции России», «Районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера», «Сахарные заводы России».
Кандидат географических наук Галина Гладкевич провела занятие по экономической географии: «Знаете ли вы, сколько у нас в стране неиспользуемых ресурсов? В Восточной Сибири ждут разработчиков месторождения золота, меди, никеля, кобальта. А жемчужина России – Байкал».

22 марта, День учителя технологии
Уже третий год он проходит в Центре образования № 293. Здесь своя кузница, мастерская керамики, кабинет золотого шитья, бисероплетения, батика…
Директор центра образования Александр Глозман говорил о нерешенных проблемах и вопросах предмета, в их числе – есть ли у школьной технологии будущее. В базисном учебном плане нет такого предмета.
Профессор Юрий Хотунцев сетовал: «Школьники давно пользуются плеерами и другими сложными приборами, а в школах продолжают реанимировать старенькие токарные станки».
…Педагогов из глубинки больше волновало не освоение компьютерных технологий, а изношенность материальной базы, вопросы оплаты труда и плачевное состояние преподавания черчения.
Но вот загудели станки в мастерских, в коридорах развернулась выставка ученических работ, все стало понятно. Вот кольчуга, просечное колечко которой точь-в-точь как у вятичей. Вот кресало, зажигалка IX века, а это музыкальный инструмент хамуз, копия того, что был найден при раскопках на Красной площади... На уроках технологии в московских школах реконструируют старинные ремесла. Осваивают, например, средневековую Guilling – бумажную филигрань, которая лишь недавно и изредка стала появляться на выставках.
22 марта, День учителя биологии
Лабораторная работа. Без нее нет биологии. С утра учителя московских школ и специалисты естественно-научных музеев делились опытом развития исследовательской деятельности учащихся. Новаторские формы работы представили Зоологический музей МГУ и Музей имени Тимирязева.
Кандидат биологических наук Наталья Пашина читала лекцию «Современная наука о наркотиках»: «Знание о физиологии действия наркотика лучше всего защищает детей от соблазна попробовать».
Проблемы ЕГЭ обсуждала с аудиторией Галина Калинова, заведующая лабораторией РАО, на занятии «От итоговой аттестации – к ЕГЭ»: «Разработана новая серия билетов в качестве альтернативы ЕГЭ – комплекты для базового и для повышенного уровней. Билеты будут опубликованы в пятом номере журнала “Вестник образования”».
Презентация мультимедийного пособия «Видеоиллюстрации по биологии» на DVD-дисках оказалась интереснейшим путешествием в музей и в природу.

В эти дни на марафоне работали:
Алексей ОЛЕЙНИКОВ, Людмила КОЖУРИНА,
Елена ИВАНИЦКАЯ, Наталья КЛЮЧАРЕВА,
Евгения СОКОЛОВА, Анатолий ВИТКОВСКИЙ,
Марина НИКОНОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru