Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ? 

У книжной полки

Хрестоматия по педагогической аксиологии. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

Жаль, что педагогическая аксиология входит лишь в программу педагогических вузов, а в обучение учителей зрелых, проработавших в школе лет десять-пятнадцать, нет. На этом этапе освоения профессии начинаешь понимать, что дидактика и академические знания по предмету далеко не исчерпывают учительские запросы. Впрочем, книги по аксиологии (науке о ценностях) лучше не конспектировать для зачета. Их нужно читать для себя. Медленно. Иногда с трудом. Не подряд, а открывая каждый раз на новом месте.
Хорошо, когда это хрестоматия. Редкий учитель найдет в себе силы прочитать насквозь Бахтина, Платона, Лихачева, Сартра, Франкла, Выготского, Коменского, Зинченко, Фромма, Сухомлинского… А тут подборка точных, мастерских текстов этих и других авторов. Собраны они в три раздела: «Отражение ценностных представлений в философии», «Психологическая наука о ценностях», «Отражение идеи ценности в педагогике».
Достоинство, свобода, выбор, гуманизм, мораль – не определившись с этими понятиями, трудно говорить о воспитании. Недаром именно с воспитанием сейчас в школе полная неразбериха.
Например, никогда не решаемая до конца проблема наказаний. Любой педагог с ней сталкивался. В статье Выготского находим размышления об этом: «…наказание ставит в самое тяжелое и трудное положение как воспитателя, так и воспитанника… Всякое наказание, в чем бы оно ни заключалось, ставит в унизительное положение... подрывает любовь и доверие». Рассуждения сопровождаются ссылками на принципы традиционного воспитания и таких педагогов, как Наторп, Гербарт («преступление школьника есть прежде всего преступление школы»).
Выготский размышляет о причинах детских проступков и о том, когда нравственное воспитание может быть действенным. «Авторитарный принцип морали… должен быть разрушен», а вместо него мы, взрослые, должны предоставить ребенку возможность принимать на себя добровольные обязательства.
А вот еще: «Умея воспользоваться даром воображения детей, преподаватель заставит их более работать, чем обещанием самых привлекательных наград, не говоря уже о наказаниях, только притупляющих ребенка». Это В.И.Водовозов, русский педагог позапрошлого уже века.
Сколько лет прошло, а до массовой школы эти идеи пока доходят с трудом. Впрочем, на изменение ценностей в школьном пространстве влияет каждый из нас.

Елена ГРИГОРЬЕВА

Г.В.Резапкина. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М.: «Генезис», 2005.

С тем, что предпрофильное обучение необходимо, никто не спорит. Но как действительно помочь выпускникам определиться с выбором профессии?
Тут бесспорно помогут методики, предложенные автором.
В книжке живым, неказенным языком рассказано о том, что влияет на выбор профессии. Он складывается из «хочу», «могу» и «надо». То есть в идеале человек должен испытывать удовольствие от работы; обладать качествами, нужными для этой профессии; она должна быть востребована на рынке труда.
Книга помогает более или менее разобраться во всех трех направлениях.
Одни методики помогают разобраться в собственных интересах (хочу знать) и склонностях (хочу делать). Хотя на некоторые пункты я, например, не смогу ответить: «Я скорее соглашусь стать: а) управляющим банком, б) главным инженером на производстве, в) начальником экспедиции. Ни одну из перечисленных должностей я ни за что не соглашусь занять.
Следующий шаг – определение своей пригодности к разным профессиям. Для этого нужно проанализировать свои физические, умственные и коммуникативные способности. Вопросы нескучные и на самом деле заставляют задуматься. А обработка результатов довольно простая.
По поводу рынка труда сообщаются неутешительные сведения о том, что он постоянно изменяется, и приведен прогноз потребностей на пять ближайших лет.
Почти половину книги составляет справочный материал: словарь профессий; матрица профессионального выбора, которая позволяет систематизировать все результаты самодиагностики; список вузов с указанием специальностей (московские и подмосковные – с адресами и телефонами); словарь основных понятий и интернет-ресурсы для тех, кто выбирает профессию.

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru