Вторая тетрадь
школьное дело
|
ОБОЗРЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Хрестоматия по педагогической
аксиологии. М.: Московский психолого-социальный
институт, 2005.
Жаль, что педагогическая аксиология
входит лишь в программу педагогических вузов, а в
обучение учителей зрелых, проработавших в школе
лет десять-пятнадцать, нет. На этом этапе
освоения профессии начинаешь понимать, что
дидактика и академические знания по предмету
далеко не исчерпывают учительские запросы.
Впрочем, книги по аксиологии (науке о ценностях)
лучше не конспектировать для зачета. Их нужно
читать для себя. Медленно. Иногда с трудом. Не
подряд, а открывая каждый раз на новом месте.
Хорошо, когда это хрестоматия. Редкий учитель
найдет в себе силы прочитать насквозь Бахтина,
Платона, Лихачева, Сартра, Франкла, Выготского,
Коменского, Зинченко, Фромма, Сухомлинского… А
тут подборка точных, мастерских текстов этих и
других авторов. Собраны они в три раздела:
«Отражение ценностных представлений в
философии», «Психологическая наука о ценностях»,
«Отражение идеи ценности в педагогике».
Достоинство, свобода, выбор, гуманизм, мораль –
не определившись с этими понятиями, трудно
говорить о воспитании. Недаром именно с
воспитанием сейчас в школе полная неразбериха.
Например, никогда не решаемая до конца проблема
наказаний. Любой педагог с ней сталкивался. В
статье Выготского находим размышления об этом:
«…наказание ставит в самое тяжелое и трудное
положение как воспитателя, так и воспитанника…
Всякое наказание, в чем бы оно ни заключалось,
ставит в унизительное положение... подрывает
любовь и доверие». Рассуждения сопровождаются
ссылками на принципы традиционного воспитания и
таких педагогов, как Наторп, Гербарт («преступление
школьника есть прежде всего преступление школы»).
Выготский размышляет о причинах детских
проступков и о том, когда нравственное
воспитание может быть действенным.
«Авторитарный принцип морали… должен быть
разрушен», а вместо него мы, взрослые, должны
предоставить ребенку возможность принимать на
себя добровольные обязательства.
А вот еще: «Умея воспользоваться даром
воображения детей, преподаватель заставит их
более работать, чем обещанием самых
привлекательных наград, не говоря уже о
наказаниях, только притупляющих ребенка». Это В.И.Водовозов,
русский педагог позапрошлого уже века.
Сколько лет прошло, а до массовой школы эти идеи
пока доходят с трудом. Впрочем, на изменение
ценностей в школьном пространстве влияет каждый
из нас.
Г.В.Резапкина. Секреты выбора
профессии, или Путеводитель выпускника. М.:
«Генезис», 2005.
С тем, что предпрофильное обучение
необходимо, никто не спорит. Но как действительно
помочь выпускникам определиться с выбором
профессии?
Тут бесспорно помогут методики, предложенные
автором.
В книжке живым, неказенным языком рассказано о
том, что влияет на выбор профессии. Он
складывается из «хочу», «могу» и «надо». То есть в
идеале человек должен испытывать удовольствие
от работы; обладать качествами, нужными для этой
профессии; она должна быть востребована на рынке
труда.
Книга помогает более или менее разобраться во
всех трех направлениях.
Одни методики помогают разобраться в
собственных интересах (хочу знать) и склонностях
(хочу делать). Хотя на некоторые пункты я,
например, не смогу ответить: «Я скорее соглашусь
стать: а) управляющим банком, б) главным инженером
на производстве, в) начальником экспедиции. Ни
одну из перечисленных должностей я ни за что не
соглашусь занять.
Следующий шаг – определение своей пригодности к
разным профессиям. Для этого нужно
проанализировать свои физические, умственные и
коммуникативные способности. Вопросы нескучные
и на самом деле заставляют задуматься. А
обработка результатов довольно простая.
По поводу рынка труда сообщаются неутешительные
сведения о том, что он постоянно изменяется, и
приведен прогноз потребностей на пять ближайших
лет.
Почти половину книги составляет справочный
материал: словарь профессий; матрица
профессионального выбора, которая позволяет
систематизировать все результаты
самодиагностики; список вузов с указанием
специальностей (московские и подмосковные – с
адресами и телефонами); словарь основных понятий
и интернет-ресурсы для тех, кто выбирает
профессию.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|