Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ШКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ
 

Вшколе нельзя избежать столкновения интересов, напряженности в отношениях взрослых и детей. Прежде всего потому, что учителя воспринимают детей достаточно функционально – как учеников, способных, ленивых или старательных. Дети же не хотят мириться с сугубо деловыми отношениями.
Кроме того, ограничений в школе на порядок больше, чем в нормальной жизни. И в какой-то момент ребенок, понимая всю условность предписанных норм, отказывается им подчиняться.
Борьба за неприкосновенность личных границ служит постоянным источником недоразумений. Дети, особенно подростки, стремятся защитить свое пространство. Но и педагог, чувствуя себя «государевым слугой», а границы урока, класса – почти государственными границами, не готов отступить на шаг назад.
Впрочем, столкновение интересов превращается в конфликт только в том случае, когда учитель, не получая ожидаемого ответа на свое требование, начинает использовать преимущества должностного положения, вместо того чтобы действовать профессионально – педагогически.
Ирина ДАНИЛОВА, психолог

Умеете ли вы ждать?

У каждого учителя есть замечательный индикатор наличия или отсутствия профессионализма в конфликтной ситуации

Попробуйте в трудную минуту немного притормозить и задуматься: хочется ли вам, чтобы ребенок изменился – внял вашим требованиям – прямо сейчас? Или же вы готовы ждать столько, сколько ему потребуется (причем время может измеряться не часами и даже не днями – это могут быть и месяцы, и даже годы)? Если изменения необходимы вам сразу как оправдание собственных усилий, то вы просто устали. Попробуйте отойти от ситуации, взять, что называется, тайм-аут. Если же вы можете долго ждать перемен, прикладывать к ситуации различные варианты взаимодействия, то это значит, что ваши действия вполне профессиональны.
Ловушка, которую учитель подстраивает себе сам, – это учительская гиперответственость. Учитель должен научить всех вверенных ему детей. Должен взаимодействовать со всеми родителями. При этом подразумевается одинаково положительный результат. И успешного ученика, и отстающего учитель должен образовать и воспитать одинаково хорошо. В этом смысле учитель ставится на один уровень с всемогущим Богом. Хочется спросить: как вам там с ответственностью за все?
Очень неплохо отдавать себе отчет, с какими детьми у вас получается работать лучше, а какие требуют очень больших человеческих затрат. И это не признание в непрофессионализме, а скорее наоборот. Непрофессионально будет взяться за работу и не выполнить ее или подорвать на ней свое здоровье (как это часто и происходит). Если же у вас есть представление, какие дети вам даются с трудом, то вы точно знаете, что именно при общении с ними вам необходимо быть более внимательными к себе. Может быть, просто медленнее работать на выращивание доброго и красивого в этом ребенке. Или находить поддержку у других учителей, психологов, родителей…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru