Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ШКОЛЬНЫЕ СТРАСТИ
 

Вшколе нельзя избежать столкновения интересов, напряженности в отношениях взрослых и детей. Прежде всего потому, что учителя воспринимают детей достаточно функционально – как учеников, способных, ленивых или старательных. Дети же не хотят мириться с сугубо деловыми отношениями.
Кроме того, ограничений в школе на порядок больше, чем в нормальной жизни. И в какой-то момент ребенок, понимая всю условность предписанных норм, отказывается им подчиняться.
Борьба за неприкосновенность личных границ служит постоянным источником недоразумений. Дети, особенно подростки, стремятся защитить свое пространство. Но и педагог, чувствуя себя «государевым слугой», а границы урока, класса – почти государственными границами, не готов отступить на шаг назад.
Впрочем, столкновение интересов превращается в конфликт только в том случае, когда учитель, не получая ожидаемого ответа на свое требование, начинает использовать преимущества должностного положения, вместо того чтобы действовать профессионально – педагогически.

Педагогов спросили...

Как выглядит портрет «конфликтного ученика»?
Самый главный признак – отсутствие хорошего семейного воспитания: «родители не внушили ему уважения к людям», «он ничего не ценит, даже собственную жизнь», «он привык к грубости, брани, дракам и дома, и на улице». В эту категорию обычно попадают дети из неблагополучных семей.
Вторая примета – трудности с учебой. «У него ничего не получается, а помощи он не принимает», «он не хочет принимать правила игры», «такое чувство, что он нам мстит за что-то».
Педагоги часто жалуются на несдержанность подростков, импульсивность, безответственность, желание манипулировать людьми. Как ни странно, большинство учителей уверяют, что ребенок создал проблемную ситуацию не желая того, «он не хотел обидеть». Поэтому преподаватели не стремятся наказать ученика, готовы объяснить, понять, простить. Впрочем, отмечая агрессивность, конфликтность ребенка, педагоги почти всегда пророчат ему печальное будущее, судьбу преступника, тюрьму.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru