Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

Президент Российской Федерации Владимир Путин на февральском заседании Государственного совета в Нижнем Новгороде сожалел о том, что только 5% учителей используют информационные технологии. Нехорошо и то, что по уровню обеспеченности персональными компьютерами субъекты Федерации отличаются друг от друга в 40 раз! Участникам рабочей группы президиума Госсовета РФ предложено сконцентрировать усилия государства на устранении “цифрового неравенства” между регионами, обеспечить высокий уровень доступности современных технологий.
Значит ли это, что массовое школьное образование, не исключая аппарат управления, вот-вот войдет в компьютерную эру?
Людмила КОЖУРИНА

Приказано выйти в интернет!

Решив оценивать труд учителя по принципу умеет–не умеет, не превращаем ли мы педагогику в технологию?

По всему видно, что компьютерная грамотность становится обязательной принадлежностью профессии учителя. И хотя тесты на компьютере сдают только учителя, подающие на высшую категорию, да и то не во всех регионах, – это пока. Процесс, подобный послереволюционному ликбезу, набирает силу. «И хорошо!» – скажет прогрессист.
За этим «хорошо» многое спрятано: преимущественное положение в глазах чиновников тех, кто владеет компьютерной технологией, и принижение авторитета тех, кто силен и опытен по-другому; острое ощущение большинством педагогов чуждости новых требований, не вписывающихся в их педагогический стиль. И без того приниженные единым экзаменом, который заставляет учителей чувствовать себя обслуживающим персоналом системы тестирования, теперь они должны сказать окончательное «прости» своей педагогической индивидуальности. Ведь известно, что средний возраст российского педагога – 40-45 лет, а эффективное использование ИКТ означает непрерывную учебу: обновлять, устанавливать, пробовать и снова обновлять… по собственному почину, обучаясь от программ. И это должно быть естественно! Пока ощущение естественности этих процессов в школу не пришло, компьютер, как птица в клетке, не запоет. И звать его на княжение бесполезно.
Вопрос органичной компьютеризации школы – это прежде всего вопрос времени. Быстро можно поставить только потемкинские деревни. Ведь если в массе своей педагогический состав российских школ (95%) новым требованиям не удовлетворяет, может быть, эти требования преждевременны? И второй вопрос, этический. У учителя должно быть право на свободу от компьютера. Разве у нас нет свободы выбора методик?

…Компьютер школе необходим, с этим не поспоришь. Электронная документация, связь, Сеть, интернет, уроки информатики. Но настолько ли необходим, чтобы все учителя ежедневно включали его в свою деятельность? Стоит ли учителю, умеющему налаживать истинные отношения с учениками, отказываться от них ради обучения новым – технологичным, опосредованным? И чей это вопрос?
В борьбе человека и технологии побеждает, конечно, технология. Какие позиции мы сдаем – вот тема для обдумывания. Вспомним хрестоматийный пример войны английских ткачей-индивидуалов с ткацкими станками. Станки ломали – прогресс остановить не смогли. Прогресс и привел к тому, что компьютер стал частью нашей жизни: цифровая музыка, цифровое видео – множество удобных мелочей. И есть немало востребованных сегодня профессий, в которых человек не может работать без компьютера. Детей учить компьютеру надо обязательно. Учителей тоже, если они этого хотят. Но главное – не обольщаться. Компьютер – слуга, а не господин. И те мегавозможности, которыми он обладает, не должны посягать на человеческую уникальность. Не должны оскорблять и подминать человека.
Все чаще можно слышать разговоры о «тупых» учителях, которые к компу боятся подойти, не то что диск инсталлировать или программу запустить. О том, что дети умнее педагогов уже потому, что владеют компьютерами и больше осведомлены в области ИКТ. И о том, когда же этот позор закончится. Как ни трудно учителю в такой обстановке сохранять лицо, расстраиваться не стоит. Ну случился очередной перегиб. Не страшно. Страшно, когда учитель идет на уроки с комплексом неполноценности...

Решив оценивать труд учителя в количественных показателях – умеет/не умеет, владеет/не владеет, знает/не знает, – мы превращаем педагогику в технологию и рискуем безвозвратно утратить сам предмет оценивания, живую систему взаимодействия ребенка и взрослого. Идея поверить алгеброй гармонию, сколь привлекательная, столь и утопичная, звучит сегодня в компьютерной обработке...
Рано или поздно новые технологии станут старыми. Искусству прогресс неведом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru