Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
 

Максим ВЕТРОВ

Итоговая коллегия министерства: правила перевода недостатков в достоинства

Реструктуризация сети образовательных учреждений, сокращение контрольных цифр приема в вузы, уменьшение числа «грифованных» учебников… Эти результаты преобразований со знаком «минус»
чиновники расценили как несомненный «плюс».

Открывший заседание коллегии Андрей Фурсенко говорил «о системных изменениях в образовании». Начал он, как ни странно, с экспертизы школьных учебников, которую теперь проводят РАН и РАО. Министр сообщил, что 40% учебников желанного грифа не получили. А президент РАН Юрий Осипов заявил, что «экспертиза – самый удачный пример интеграции образования и науки».
От одной частности перешли к другой: Андрей Фурсенко сообщил, что будут ужесточены правила усыновления российских детей иностранцами; также будет усилен контроль за содержанием приемных детей и в семьях россиян.
После двух отступлений речь министра потекла в привычном русле: национальный проект, реструктуризация сети, качество образования, международное сотрудничество…
Объясняя, почему сокращаются контрольные цифры приема в вузы и закрываются непрофильные специальности, министр привел статистику: в 2008 году число выпускников школ по сравнению с 2005 годом уменьшится на 15%, в 2010 году – на 25–30%… Поэтому и бюджетные места нужно сокращать.
– Это движение в правильном направлении, – поддержал министра Ярослав Кузьминов, представленный почему-то не как ректор ВШЭ, а как член Общественной палаты.
Впрочем, Кузьминов привел данные опроса, согласно которым направление кажется верным далеко не всем. 40% ректоров российских вузов намерены открыть новые специальности, и только 10% готовы сокращать и ликвидировать учебные программы, которые не пользуются спросом.
Однако, как рассказал руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов, от желания ректора скоро мало что будет зависеть. Проверки показывают, что вузы открывают филиалы и заявляют специальности, не имея ни преподавателей, ни средств обучения.
В регионах созданы постоянно действующие комиссии по проверке административных нарушений в системе образования. Беда лишь в том, что пока в законодательстве не предусмотрены наказания за нарушения такого рода. Поэтому по инициативе и при участии Рособрнадзора сформирована рабочая группа, задача которой – внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс.
Дальше разговор пошел о поддержке (в рамках проекта «Образование») инновационных вузов; с этой темы перекинулись на премии для учителей.
– Необходимо создать систему грантовой поддержки всех наиболее талантливых и творчески работающих педагогов, – заявил член Общественной палаты Кузьминов. И перешел к своему коньку: «эффективному контракту между учителем и обществом за счет введения отраслевой системы оплаты труда».
Того же конька попытался было оседлать министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов, но получил отповедь от главы столичного департамента образования Любови Кезиной.
– Я хочу напомнить вам, Михаил Юрьевич, что мы находимся на коллегии Минобрнауки, а не на семинаре по экономическим вопросам. Мы ожидали, что вы уделите внимание вопросам диспансеризации школьников, внедрения здоровьесберегающих технологий. Но мы этого не услышали…
Далее Любовь Кезина обозначила ряд текущих проблем, требующих участия Минобрнауки.
За рамками национальных проектов оказались самые инновационные учреждения – центры образования, где учатся и одаренные, и отстающие дети. Из-за несовершенства нормативно-правовой базы работающие там педагоги лишены возможности даже получать надбавки за классное руководство.
– С каждым годом растет потребность в методистах. Вводятся новые учебники, программы, профильное обучение, – заявила Любовь Кезина. – Между тем методисты, которые учат педагогов и соответственно обладают более высоким уровнем квалификации по сравнению с ними, не могут иметь выше 14-го разряда по ЕТС.
Завершила коллегию помощник президента Джахан Поллыева, призвав министерство следовать «приоритетным задачам, названным президентом», и в то же время «не забывать о здоровье школьников, о поддержке дошкольного образования и о введении обязательного полного среднего образования».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru