Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Александр ЛОБОК

Школа в гуманитарном измерении

Вопросы для экспертизы образовательного события

Один из вечных школьных вопросов – вопрос о том, как оценивать качество образования. И каждая новая эпоха дает свои критерии, свои ориентиры оценки.
Сегодня мы живем при смене педагогических эпох. Уходит в прошлое образовательный идеал функционально грамотного человека. На смену идет идеал образованности как способности к свободе и человечности.
Но есть ли у нас на сегодняшний день инструменты, позволяющие понять, оценить, в какой мере наши усилия работают на реализацию этого нового образовательного идеала? Есть ли в распоряжении учителя инструменты гуманитарной экспертизы своей деятельности?
Традиционная экспертиза урока ориентирована главным образом на то, чтобы разобраться, насколько эффективно справляется учитель с теми или иными учебными задачами и насколько в конечном итоге ученик оказывается подготовлен к исполнению функциональных обязанностей в общественном разделении труда…
Смысл гуманитарной экспертизы принципиально иной.
Ее цель – обнаружить в образовательной деятельности человеческое содержание. Определить, в какой мере эта деятельность является производством и раскрытием человеческого в человеке, в какой мере она развивает базовые человеческие потребности. Гуманитарное усилие – это усилие, которое предполагает нефункциональное отношение к другому человеку. То есть отношение с позиций того, что есть человек в своей индивидуальности, непохожести.
Соответственно гуманитарное образование – это вовсе не образование, в котором дается гуманитарное знание (как мы иногда полагаем), а то, в котором формируются и развиваются подлинно человеческие отношения и качества. Отношения, предметом которых и приоритетом которых оказывается сам человек, его человеческое содержание.

Мы предлагаем для обсуждения три экспертно-диагностических блока, которые помогут определить, насколько у того или иного образовательного события, у той или иной образовательной деятельности выражен гуманитарный вектор, насколько эта деятельность ориентирована на развитие гуманитарного потенциала участников учебного процесса.
Под этим углом зрения можно посмотреть на свой урок, на урок своих коллег или на любую другую форму образовательной деятельности.

Чувственно-эмоциональная составляющая образовательного события

Способность чувствовать и переживать, а также способность сочувствовать и сопереживать другому – это первейшая способность, которая делает человека человеком. Вопросом гуманитарной экспертизы образовательной деятельности может являться вопрос о том, насколько в ходе этой деятельности оказываются задействованы и развиваются глубинные эмоциональные способности как учеников, так и учителей. Знание, отчужденное от чувств и переживаний – одна из самых опасных болезней современного образования. Человек, у которого есть знания, но понижен порог эмоционального переживания и сопереживания – это социально опасный человек.
Примерные вопросы для наблюдения и обсуждения образовательного события по данному параметру:
В какой мере урок эмоционально разнообразен и насыщен?
Насколько эмоционально окрашено учебное содержание урока? В какой мере сам предмет урока вызывает эмоциональное отношение учителя и учеников?
Замечает ли педагог индивидуальные эмоционально-интонационные оттенки речи учащихся? Готов ли на них реагировать? Поощряет ли эмоциональное самовыражение?
Поддерживает ли эмоциональную открытость учеников?
Проходит ли урок в атмосфере сочувствия и сопереживания?
Создана ли на уроке атмосфера психологической защищенности ребенка?
Насколько часто случаются у педагога эмоционально неточные реакции?

Диалогическая составляющая образовательного события

Способность понимать другого человека или культурный текст и способность вступать в отношения диалога и сотрудничества на основе этого понимания – важнейшая гуманитарная способность человека. Без нее невозможны нормальные межчеловеческие отношения, невозможно полноценное развитие социума и культуры. Формирование способности вслушиваться в другого человека или культурный текст, развитие стремления к диалогу и сотрудничеству с другим человеком или культурным текстом происходит, если сам учитель предъявляет детям свое искусство слышать и понимать, если он сам демонстрирует стремление к диалогу и сотрудничеству. Ведет некий процесс движения от непонимания к пониманию, формирует опыт того, что понимание возможно, что оно возникает в процессе работы диалога, в процессе совместных усилий. Точно так же диалог и сотрудничество формируются в результате совместных усилий.
Примерные вопросы для наблюдения и обсуждения образовательного события по данному параметру:
В какой мере присутствует в процессе занятия движение от непонимания к пониманию? Пытается ли взрослый специально организовать деятельность понимания или требует от ребенка простого запоминания и воспроизведения учебной информации?
Насколько учитель и ученики готовы совершать работу понимания друг друга в процессе обсуждения спорных вопросов? Взаимны ли эти усилия или односторонни?
Присутствует ли стремление учеников к сотрудничеству между собой?
Растет ли динамика включенности в учебный процесс?
Насколько проявлена речевая активность детей? Есть ли у ребенка страх неправильного высказывания?
Задают ли дети учителю вопросы, связанные с тем, что они чего-то не поняли? Пытаются ли объяснить, что именно?
Является ли детское непонимание ценностью для учителя? Готов ли педагог содержательно реагировать на него? Вслушивается ли он в реплики ребенка? Задает ли уточняющие вопросы?
Готов ли учитель демонстрировать детям, как совершается его собственная работа понимания? Дает он учебный материал в готовом виде или же переосмысливает его? Предпринимает ли усилия по прояснению своей позиции?
Следуя за непониманием ребенка, стремится ли учитель сделать свои высказывания более понятными?
Присутствуют ли на уроке какие-то специальные формы работы с детским пониманием и непониманием? Начинает ли учитель в процессе урока лучше понимать учебный материал, лучше слышать и понимать своих учеников?
Как реагирует учитель на то, что ребенок выпадает из урока? Обвиняет в этом ребенка или воспринимает как сигнал для себя?

Продуктивно-мыслительная составляющая образовательного события

Данная гуманитарная способность заключается в том, что человек не поглощает готовую информацию, готовое знание, а стремится вырабатывать свой собственный угол зрения на любые происходящие вокруг него процессы и события, стремится вырабатывать свое собственное, индивидуальное понимание, собственное знание о мире и поступающей к нему информации.
Примерные вопросы для наблюдения и обсуждения образовательного события по данному параметру:
В какой мере учитель готов видеть психологические детали детского поведения на уроке? Готов ли строить урок, отталкиваясь от этих деталей, а не от заранее приготовленной урочной схемы?
В какой мере на уроке присутствуют и предъявляются субъективные мнения и позиции учеников?
В какой мере субъективный взгляд (мнение, точка зрения) ученика может становиться организующим центром урока как такового или же его содержание определяется только содержанием учебника?
Насколько учитель инициирует и поддерживает работу субъективного наблюдения и выработки собственного знания о предмете?
В какой мере приветствуется способность ребенка видеть неожиданные детали в изучаемом предмете?
Ценно ли для учителя проявление оригинальности и независимости детского мышления?
Насколько учитель заинтересован в том, чтобы ребенок строил собственную систему наблюдений и порождал собственное знание? Какие задания, предполагающие собственную деятельность ученика, он дает?
В какой мере на уроке моделируются проблемные ситуации, стимулирующие собственное мышление как учителя, так и учеников?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru