Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИКА УПРАВЛЕНИЯ

Театр двух актеров

Учитель и проверяющий на сцене класса

Как показывают многолетние наблюдения во многих школах – от интерната до столичной авторской, – завучи, как и учителя, на урок к которым они приходят, ведут себя по-разному.
Самый распространенный тип завуча – официальное лицо, представитель государства. Он проверяет то, что предписывает Методика Анализа Урока. Инструкция – вещь безликая: в ее рамках можно и унизить учителя, и действительно оказать ему содержательную методическую помощь. Все зависит от личных качеств и симпатий завуча.
Некоторые демократично настроенные администраторы, присутствуя на уроке, иногда полушутливо входят в роль двоечника: а я не понял, не успел... Новенькие учителя сначала теряются, а потом понимают: настоящий-то двоечник никогда так подробно не скажет о своих проблемах. Учителю не обидно, и ребята видят, что не понимать и не успевать может даже директор или завуч.
Опытный администратор иногда принимает на себя роль тьютора, посредника между учителями. Он знает сильные стороны каждого и рассказывает педагогам школы о том, кто в какой области может стать экспертом и советчиком для остальных. Однако он всегда помнит, что учителей, как и учеников, нельзя сравнивать, “ставить в пример” друг другу. Зато может предложить начинающему учителю вместе пойти на урок к мастерски работающему коллеге.

Каким бы тактичным ни был администратор, пришедший на урок, учитель оказывается в ситуации стресса. Особенно молодой и не очень опытный.
Но с обретением мастерства каждый осваивает свою тактику поведения в присутствии проверяющего.
Один предлагает гостю присоединиться к происходящему на уроке. Он непременно вовлечет проверяющего в работу групп, в обсуждение.
Другой ощущает себя хозяином дома-класса. Он непременно спрашивает у всех пришедших о цели их посещения, что они хотят увидеть и расскажут ли потом о своих наблюдениях. Такое начало задает позицию сотрудничества. Но эта тактика действует, если в классе давно приняты такие отношения, когда учитель объясняет свои действия, сам предъявляет свои намерения и учитывает интересы детей. В этом классе гостя скорее всего, как и в первом случае, привлекут к общей работе.
Следующая тактика напоминает поведение экскурсовода на выставке: учитель стремится показать пришедшим детей с самой лучшей стороны. И это не заискивание неуверенного в себе учителя. Так ведут себя очень опытные и очень хорошие учителя. Им не надо ничего доказывать, кого-то бояться. Они искренне предлагают всем, кто бы ни пришел в класс, порадоваться успехам детей.
Некоторые предпочитают вести себя как актеры на генеральной репетиции: делают вид, что зрителей никаких нет. Пришел там кто-то, ну и пусть сидит.
Кто-то стремится задействовать начальство, пришедшее на урок, в его устрашающем качестве: “Вот видите, он даже в вашем присутствии вертится и ничего не делает”.
Кстати, ребята тоже чутко реагируют на ситуацию проверки: переживают, стремятся потише себя вести и хорошо отвечать (или наоборот). Хорошему администратору поведение детей многое может сказать о взаимоотношениях учеников и учителя.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru