Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

АРИФМЕТИКА ВМЕСТО ЭКОНОМИКИ

Василий КРАЮХИН

Даже если платить меньше, педагоги из школы не уйдут

Таковы данные исследования, проведенного Центром социологических исследований МГУ. Оно называлось «Оценка социальных последствий реформы для учителей»; социологи опросили около 4500 педагогов в 31 субъекте Российской Федерации.

У большинства наших учителей разряд ЕТС не выше тринадцатого. Что это означает для учительского кошелька, объяснять не надо. При этом средний стаж работы педагога – 19 лет (у директоров – 22 года)! Как это совместить, как объяснить, что за два десятка лет работы учитель не может получить заработок повыше даже в пределах заниженных ставок ЕТС? Не случайно возникает другая цифра – только 14% учителей надеются, что в обозримом будущем они станут получать больше и соответственно повысится престиж профессии.
По результатам исследования, средняя зарплата учителя в школе – 4812 рублей в месяц. Средняя зарплата директора – 6912 рублей. Конечно, оперировать усредненными данными не всегда корректно, но по редакционной почте мы знаем, что дела обстоят именно так. Отсюда – подсобные хозяйства, работа на полторы, а то и на две ставки (если они есть). Даже в таких «продвинутых» регионах, как Самарская область, где идут образовательные эксперименты, на которые выделяются немалые средства, зарплата учителей – все те же 3–4 тысячи рублей. Учителя пополняют свой бюджет доплатами за классное руководство, проверку тетрадей, так называемое «заведование кабинетом», но доля этих доплат столь мала – около 20% от общего дохода, что считать их реальной помощью невозможно.
При этом заработок каждого четвертого российского учителя едва покрывает прожиточный минимум – 23,8% получают менее 3000 рублей. Больше 5000 рублей получают только 29,4% опрошенных. А у 88% учителей зарплата является основным и во многих случаях единственным источником дохода.
Иногда говорят: «Если учителям так мало платят, почему же они не уходят из школы? Почему позволяют так к себе относиться?»
Вопрос справедлив, но только в устах человека, который не представляет себе реального положения дел в школе.
«Сегодня в российском образовании нет случайных людей, – пишут авторы исследования. – Большинство их них выбрали себе эту профессию еще в детстве. У них было представление, что именно учительский труд соответствует их интеллектуальным возможностям и характеру, что преподавательская деятельность позволит им полностью реализовать на практике свои умения и возможности».
Есть и еще одно объяснение: 71,1% учителей и 69,4% директоров не имеют другого опыта работы, кроме школы. А средний стаж, напомним, около 20 лет. Куда пойдешь, на какое место работы, если отдал школе 20 лет жизни.
«Ухудшение… материального положения не вытолкнет большинство педагогов из школы, – пишут социологи. – Часть из них, наиболее преданные своему делу, будут продолжать работу на любых условиях».
Есть ощущение, что авторы новой системы оплаты труда учителей читали это социсследование, прежде чем приступить к своему проекту. Правда, кажется, они не учли одной детали – сегодня лишь 10% работников образования готовы порекомендовать своим детям выбрать профессию учителя…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru