Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ

Василий КРАЮХИН

Списанные за профнепригодность...

Среди рубрик информационных агентств есть одна, на которую обычно мало обращают внимание: «Жестокое обращение с детьми». Будничная фраза, позаимствованная из милицейского протокола. Сообщения из судов, где рассматриваются дела по лишению родительских прав, результаты прокурорских проверок, сюжеты из детских комнат милиции. И очень редко – сообщения о конфликтах, произошедших в школе.
Так было до января. А теперь каждую неделю агентства сообщают об учителях, издевавшихся – другого слова нет – над школьниками. «Директор школы избил шестиклассника»… «Учительницу обвиняют в жестокости»… «Педагог била детей линейкой»… Это заголовки последних недель, и самые мягкие.
Что происходит? Когда дело рядового Сычева попало на первые полосы, точно так же стали один за другим «обнаруживаться» случаи дедовщины в армии, которые раньше прошли бы незамеченными. Заработал механизм «информационной волны»; через несколько месяцев волна спадет, и по части армии у нас будут тишь да гладь. А по части школы?
…Можно подумать, что мы призываем не выносить сор из школьной избы. Нет. Но почему о жестокости в школе стали так много писать именно сейчас?
Может показаться, что вопрос о причинах появления статей не важен. Есть проблема, и ее вынесли на общественное обсуждение. И директора будут внимательнее, и родители, и роно. Порядка прибавится.
Все так. Но есть одно ощущение – ощущение нечестной игры.
…Летом все информационные агентства наперебой рассказывали о том, что происходит с нашими детьми в иностранных приемных семьях. Каждую неделю – новые случаи, новые подробности. Дума вызывала на правительственный час министра образования, чтобы он отчитался о вопросах усыновления, Генеральная прокуратура обнародовала статистику, агентства по усыновлению лишали аккредитации. Но причиной всему была не забота об усыновленных детях, а желание двух противоборствующих властных групп провести в жизнь свой проект реформы системы усыновления. Информационный бум был выгоден и тем и другим. Однако к осени оба проекта были заблокированы, решение по ним отложено, и новости о жестоких усыновителях исчезли с информационных лент.
Сегодня нам говорят, что из школы нужно уволить учителей «в возрасте». Это даст финансовый резерв, чтобы повысить зарплату оставшимся. Да и вообще – что они умеют, эти учителя, кроме как стучать по парте указкой? Ни интернету их не обучишь, ни новым педагогическим технологиям. Отработанный ресурс, как говорят автомеханики.
А параллельно в газетах и на телевидении идут сюжеты про то, как учителя обращаются с детьми. Не просто учителя, не новички – со стажем, с поощрениями, «на хорошем счету» у администрации. И теперь все те, кто долгие годы работал в школе, кто остался в ней, потому что выбрал ее для себя как призвание, будут уходить из нее как «училки», списанные за профнепригодность.
А в День учителя газеты снова будут поздравлять педагогов и благодарить «за подвижнический труд». Но теперь мы знаем, какова цена этой благодарности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru