Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

КОГДА МЫ НЕ СОГЛАСНЫ ДРУГ С ДРУГОМ
 

Конфликт между детьми – это прежде всего следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры. Ведь любая совместная деятельность или игра – проверка способности людей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу общего дела. Но эта способность у детей чаще всего не сформирована. И важнейшая задача педагога – научить детей не доводить свои взаимоотношения до конфликта. А уж если конфликт случился – научить выходить из него с минимальными потерями.

Столкновение интересов или столкновение лбов?

Будем учить ребят оценивать свои претензии и возможности

В повседневной жизни класса постоянно происходят столкновения интересов разных детей. Как предотвратить возникновение конфликта в таких ситуациях? Вмешаться в каждую – невозможно. Зато классный руководитель может научить ребят оценивать свои претензии и возможности, учитывать последствия ссоры. Наивно было бы ожидать, что размолвки прекратятся совсем, но у детей появится неоценимый опыт осмысления конфликтоопасной ситуации. Особенно если вы расскажете ребятам, например, на классном часе о том, какие существуют тактики поведения в переговорах.
Например, у многих задиристых людей есть привычка всеми средствами настаивать на своем, подавляя других. Однако им нужно помнить, что, немедленно получив желаемое, они скорее всего надолго испортят отношения с побежденным. Такой стиль поведения срабатывает лишь в том случае, когда ты заведомо сильнее противника.
Другие стараются уйти от конфликта в расчете на то, что как-нибудь все обойдется. Эта тактика используется, когда ты понимаешь, что ситуация складывается не в твою пользу и спорить бесполезно. Выбирая ее, ты заранее смиряешься с проигрышем.
Еще одна оборонительная позиция – приспособление: ты достигаешь поверхностного соглашения, уступая другой стороне. Такая линия поведения позволит впоследствии объединиться с бывшим противником или потихоньку саботировать его решения. Иногда так поступает тот, кто предпочитает сохранить хорошие отношения или понимает, что результат гораздо важнее для другой стороны.
Если ты исчерпал другие подходы или находишься с противником в «одной весовой категории», можно прибегнуть к компромиссу. Это значит, что каждый соглашается на уступки, но решение приемлемо для обоих. Компромисс не эффективен, если решение не приносит удовлетворения ни одной из сторон или заранее ясно, что они не собираются выполнять принятые обязательства.
Тактику сотрудничества обычно используют доброжелательно относящиеся друг к другу люди. Каждый отстаивает свои интересы и признает важность интересов другого. Сотрудничество невозможно, если один из переговорщиков значительно сильнее, если кто-то замалчивает свою позицию или лжет, если признает правильной только свою точку зрения.

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

Конфликт между детьми назревает или уже разгорелся. Что делать?

Если вам пришлось выступать в роли посредника, улаживающего конфликт, помните, что нельзя принимать точку зрения одной из сторон. Так же важно соблюдать нейтральную позицию по отношению к объекту конфликта. Действия посредника начинаются с организации переговоров: он помогает сторонам выбрать место и время. Нужно помнить, что переговоры могут продлиться долго; место должно быть защищено от вмешательства (никаких телефонных звонков, заглядывающих в дверь детей и взрослых). Во время переговоров нужно исключить всякое давление. Заранее нужно договориться о том, что ни одна сторона не может покинуть переговоры до достижения соглашения или раньше, чем истечет заранее оговоренное время.
Посредник не должен настаивать на том, чтобы один из ребят – участников переговоров полностью отказался от своей позиции. Решение предусматривает взаимные уступки.
В ходе переговоров непременно нужно прояснить, из-за чего произошла ссора; дать возможность каждому сформулировать свою позицию и выслушать позицию другого.

Каких ошибок нужно избегать в переговорах

Убежденность в том, что одна сторона полностью виновата, а другая во всем права, помешает успешным переговорам. Помните, что каждый человек имеет право стремиться к своим целям, отстаивать свои ценности. Важно, чтобы он при этом учитывал интересы других. Разрешение конфликта затруднится или станет невозможным, если один человек доказывает себе и другим, что его противник плохой человек. Постарайтесь убедить собеседника оценивать не человека, а его поступки.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., 1989.
Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. М., 1996.
Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций: Тексты. – М.: МГУ, 1984.
Мальковская Т.Н. Учитель-ученик. М., 1977.
Харрис Т. (Harris Т.) Я хороший, ты хороший / Пер. с англ. – М.: Соль, 1993.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru